Заказать звонок     Написать нам Рус / Қаз / Eng

Япония


Нормативное правовое регулирование, действующее в Японии

- таможенный тариф;

При ввозе товаров на таможенную территорию Японии применяются ставки таможенных пошлин, установленные законом «О таможенном тарифе». К некоторым товарам применяются ставки, установленные законом «О временных мерах в области применения таможенных тарифов».

Товары, ввозимые в Японию могут облагаться следующими платежами:

-  таможенные тарифы

-  потребительский налог (НДС)

- акцизы (на такие продукты как напитки, табак, бензин, сжиженный нефтяной газ и автомобили).

Таможенные тарифы, примененяемые в Японии остаются неизменными уже на протяжении нескольких лет. В таможженом тарифе Японии 9151 тарифная линия на девяти знаках.

Из них:

-     93,3% адвалорные – это 8 417 тарифных линий

·    из адвалорных по 3 542 тарифным линиям – ставка равна «0»

-     6,7% не адвалорные – это 743 тарифные линии (специфические или комбинированные)

 Таблица. Среднее значение связанных и применяемых тарифов

 

Применяемые тарифы

Связанные тарифы

Связанные тарифные линии

------------------------------

98,3

Среднее значение тарифов

5,8

5,9

Сельскохозяйственная продукция

14,9

15,2

Не сельскохозяйственная продукция

3,7

3,7

Источник: сайт ВТО www.wto.org

Импортеры могут получить информацию о действующей ставке таможенной пошлины, направив письменный запрос в Таможенную службу Японии. Как правило, ответ направляется в письменном виде и действителен в течение трех лет (если исходные данные и законодательная база не изменились). При возникновении разночтений в процессе прохождения таможенного оформления импортер имеет право ссылаться на данный документ.

 Тарифные преференции

Япония предоставляет льготные тарифные ставки 137 развивающимся странам и 7 территориям в соответствии с генеральной системой преференций (GSP). 47 наименее развитых стран в 2014 году получают дополнительные преференции. Крупнейшим бенефициаром льготного доступа на японский рынок остается Китай. На его долю приходится более трех четвертей всего льготного импорта в рамках GSP. Япония также предоставляет преференциальный доступ странам, с которыми заключены региональны соглашения или соглашения о свободной торговле, это - страны АСЕАН, Чили, Бруней Даруссалам, Индия, Индонезия, Малайзия, Мексика, Перу, Филиппины, Сингапур, Швейцария, Таиланд и Вьетнам. Льготные тарифные ставки ниже чем средние применямые тарифы. При этом такие товары, как молочные продукты, некоторые виды обуви, текстиля и одежды, не включены в льготную схему GSP для развивающихся стран.


- валютное регулирование;

Денежная единица Японии - иена, является также одной из основных резервных валют мира.

Таможенные правила Японии разрешают ввозить и вывозить из страны любую сумму иностранной или местной валюты. Если сумма превышает 1 млн йен (примерно 10,9 тысяч долларов США), её обязательно надо декларировать.

Законом Японии «О валютном обмене и внешней торговле» установлена такая возможная мера ограничительного характера внешнеэкономической деятельности, как одобрение импорта. Закон не конкретизирует правила одобрения импорта и ограничивается указанием на то, что в целях надлежащего развития внешней торговли и национальной экономики Японии на лицо, которое намеревается импортировать товары, может быть наложено обязательство получить одобрение уполномоченного Министерства в порядке, определенном приказом Кабинета министров. Также Закон позволяет – когда Министр финансов находит это необходимым для соблюдения положений Закона и актов, принятых в его развитие, - ввести разрешительный порядок импорта и экспорта средств платежа и/или ценных бумаг для физических и юридических лиц, как резидентов, так и нерезидентов Японии.

В настоящее время в Японии большинство товаров квалифицируются как свободно импортируемые. В соответствии с Законом «О валютном обмене и внешней торговле» исключения могут иметь место в целях поддержания нормального развития внешней торговли и национальной экономики. Это подразумевает также соответствие национального законодательства Японии международным конвенциям, резолюциям Совета Безопасности ООН и другим международным актам.


- налоговое регулирование;

Действующая в настоящее время налоговая система Японии сформировалась в 1950-е годы, претерпев в последующий период незначительные организационные и законодательные изменения.

В Японии более 64 % всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов, остальные — за счет местных налогов. Значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет путем отчислений от государственных налогов в местные бюджеты. В стране 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет свой самостоятельный бюджет. Распределение налогов следующее: примерно две трети финансовых ресурсов расходуется на местные нужды, а остальные средства идут на выполнение общегосударственных функций.

Доходная часть бюджета страны и бюджетов префектур строятся не только на налогах. В Японии по сравнению с рядом других стран довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, в государственном бюджете налоги составляют около 85% и неналоговые средства — 15%, местные органы управления имеют до четверти неналоговых поступлений. Сюда входят: арендная плата, продажа земельных участков и другой муниципальной недвижимости, пени, штрафы, продажа облигаций, доходы от лотерей, займы. В неналоговые статьи дохода включается также остаток предыдущего года.

Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, все остальные устанавливает местный парламент.

В стране действуют около 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам:

• прямые подоходные налоги на юридических и физических лиц;

• прямые налоги на имущество;

• потребительские налоги.

Основу бюджета составляют прямые налоги, которым отдается очевидное предпочтение.

Самый высокий доход государству приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 56% всех налоговых поступлений.

Предприятия и организации уплачивают с прибыли:

- государственный подоходный налог в размере 33,48%

- префектурный подоходный налог — 5% от государственного, что дает ставку 1,67% от прибыли

- городской (поселковый, районный) подоходный налог — 12,3% от государственного, или 4,12% от прибыли.

В суммарном итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридического лица. Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры.

Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10; 20; 30; 40 и 50%. Кроме этого действует подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5; 10 и 15%, а также существуют местные подоходные налоги. Сверх этого каждый независимо от величины дохода уплачивает налог на жителя в 3200 иен в год.

Специальная налоговая система для поощрения и поддержки мелкого и среднего предпринимательства (МСП).

Основные компоненты системы:

— обложение части дохода МСП по ставкам подоходного налога для дохода от работы по найму (т.е. ниже стандартной ставки подоходного налога на юридических лиц);

— введение с 1955 г. для МСП льготной ставки корпоративного налога (в среднем в 50—60-е годы на 7%, а в 70—90-е годы на 12% ниже, чем для крупных предприятий) и налога на дивиденды (соответственно на 4 и 8—10% ниже, чем для крупных предприятий);

— освобождение от налога части нераспределяемой прибыли для «семейных компаний»;

— разрешение на использование специальных схем амортизации оборудования (САУ и СУПН);

— освобождение от налога определенных накопительных счётов целевого использования (в частности, на инвестиции в оборудование, на НИОКР, на улучшение структуры производства и т.д.);

— введение льготных ставок местных налогов.

Большинство японских специалистов отмечали высокую эффективность данного инструмента промышленной политики.


- нетарифные меры и техническое регулирование;

Большинство товаров, импортируемых в Японию, не подлежит ни квотированию, ни другим количественным ограничениям. Вместе с тем в отношении импорта небольшого числа товаров, прежде всего сельскохозяйственных, живых и свежих морепродуктов, существуют количественные ограничения (квоты), а также чрезвычайно высокие, по сути, заградительные ставки импортных пошлин (на отдельные сорта риса - более 700%).

Все нормативные правовые акты Японии, которые регламентируют вопросы нетарифного регулирования, можно разделить на две группы.

К первой группе относятся акты, предметом регулирования которых являются непосредственно экспортно-импортные операции и большинство норм которых затрагивают различные аспекты нетарифного регулирования. Нормативные правовые документы первой группы составляют основу национального законодательства Японии, определяют внешнеторговый режим и экспортно-импортное регулирование.

К ним относятся:

·                      Закон Японии «О валютном обмене и внешней торговле»;

·                      Закон Японии «Об экспортной и импортной торговле»;

·                      Таможенный закон Японии;

·                      Закон Японии «О таможенном деле»;

·                      Закон Японии «О таможенном тарифе»;

·                      Закон Японии «О временных мерах в области применения таможенных тарифов».

Ко второй группе относятся нормативные правовые акты, которые направлены на достижение иных общественно-полезных целей (например, акты, регламентирующие карантинные и санитарные меры, фармацевтическое регулирование, государственные монополии, контроль над оборотом оружия, меры по повышению безопасности продукции автомобильной промышленности, сохранению культурного наследия и др.):

·                      Закон Японии «О защите растений»;

·                      Базовый закон Японии «О безопасности пищевой продукции»;

·                      Закон Японии «О санитарном контроле над пищевой продукцией»;

·                      Закон Японии «О стандартизации в промышленности».

Импорт некоторых товаров запрещен в соответствии со статьями 69-11 Таможенного закона Японии. По соображениям национальной безопасности, охраны здоровья потребителей, в целях сохранения флоры, фауны и окружающей среды, импорт наркотических средств, определенных видов оружия, животных и растений, определенных в приложении Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры запрещен или подлежит импортному лицензированию.

Япония использует количественные ограничения на импорт (импортные квоты), которые по информации, представленной в отчете, соответствуют нормам соглашений ВТО. Продукты, подпадающие под импортные квоты (без изменений с 2007 года) включают в себя: некоторые рыбные продукты и регулируемые вещества, в соответствии с Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой.

Одновременно установлены ограничения при импорте товаров, которые могут оказать негативное влияние на японскую промышленность, при ввозе продукции сельского хозяйства и животноводства, а также законодательно закреплен перечень товаров, импорт которых запрещен.

Регулирование процедур импорта в Японии осуществляется в соответствии с законом «Об иностранной валюте и внешней торговле». 


Ограничения по ввозу продукции сельского хозяйства и животноводства

К ввозимой на территорию Японии продукции сельского хозяйства и животноводства, в том числе куриного мяса и яиц, к упаковке и маркировке импортируемых товаров установлены жесткие технические и санитарные требования. Основное внимание обращается на качественные характеристики продукции, в частности, экологическую чистоту, дозировку компонентов, содержание питательных веществ.

Основными законодательными актами, регулирующими импорт Японией продуктов питания, продуктов животного происхождения, живых животных, племенного материала, являются:

- Закон Японии «О контроле за инфекционными болезнями домашних животных»;

- Закон Японии «О пищевой санитарии»;

- Закон Японии «О стандартизации и обеспечении надлежащей маркировки продукции сельского хозяйства и лесоводства»;

- Закон Японии «О контроле за инфекционными болезнями домашних животных» регулирует импорт живых животных и продукции животного происхождения, предназначенных для использования в качестве племенного материала.

Домашние животные и продукция животного происхождения, предназначенные для использования в качестве племенного материала, в том числе куриные яйца, при их ввозе в Японию проходят проверку в Пункте карантина животных (Animal Quarantine Station, находящийся в ведении Министерства сельского, лесного и рыбного хозяйства) для предотвращения проникновения на территорию Японии инфекционных заболеваний домашних животных.

Импортер, намеревающийся завозить в Японию куриные яйца в качестве племенного материала, должен направить до их ввоза уведомление в Пункт карантина животных. К данному уведомлению необходимо приложить проверочный сертификат, выданный уполномоченным органом страны-экспортера и заявление на ввозную проверку. Срок проведения данной проверки законом не регламентирован. На животных, либо иной племенной материал, прошедший проверку, выдается карантинный импортный сертификат (Import Quarantine Certificate). При последующем ввозе данной продукции импортеру необходимо заново проходить проверочные мероприятия.

В настоящее время запрещен импорт из Российской Федерации в Японию живых животных и продукции животного происхождения, предназначенных для использования в качестве племенного материала. Импорт птиц (куры, утки, перепела, индейки и др.), их мяса, яиц и иной продукции с 27 июля 2005 года временно приостановлен (по состоянию на 03.06.2013 г.).

Запрет на импорт

Ряд товаров в Японии запрещен к импорту. Он установлен Законом Японии «О таможенном тарифе» и иными законодательными актами.

Закон Японии «О защите растений» запрещает ввозить в Японию растительную продукцию, зараженную насекомыми–вредителями и содержащую пестициды.

Также в соответствии с отчетом секретариата ВТО по торговой политике Японии следующие товары, запрещены к ввозу, либо требуют специального разрешения: оружие и другие предметы из Ливийской Арабской Джамахирии в соответствии с резолюцией Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, некоторые морские продукты, химические продукты, ядерные материалы, оружие, животные и растения, вещества, которые разрушают озоновый слой, опасные отходы, отходы химического оружия товары, алкоголь, алмазы, культурные ценности, незаконно вывезенные из Ирака, все товары из Народно-Демократической Республики Корея, оружие и другие предметы, связанные с ядерными программами или баллистическими ракетными программами Ирана, оружие и другие предметы из государства Эритрея. Лицензии на импорт выдаются бесплатно.

Одобрение импорта

Некоторые импортируемые товары могут иметь негативное влияние на японскую промышленность, экономику, фитосанитарную и иную безопасность. Такие товары подпадают под импортные ограничения, предусмотренные различными законодательными и подзаконными актами Японии.

В этом случае импортер должен получить разрешение/одобрение в соответствующем министерстве. Данное требование установлено Таможенным законом Японии, а также другими специальными законами, например, Законом Японии «О пищевой санитарии».

Согласно статье 27 данного Закона, импортер, который ввозит пищевую продукцию, пищевые добавки и упаковку для них, обязан до завершения процедур таможенной очистки представить уведомление об импорте по утвержденной форме в карантинную станцию. Требование об обязательном представлении уведомления об импорте распространяется и на случаи, когда продукция ввозится в Японию почтовыми отправлениями.

Особенности таможенных процедур при импорте в Японию

Согласно Таможенному закону Японии, все импортируемые товары должны пройти таможенный контроль независимо от оснований и целей ввоза. Также таможенное законодательство Японии закрепляет в ряде случаев необходимость одобрения импорта товаров.

Лицо, намеревающееся импортировать в Японию товары, обязано подать таможенную декларацию с указанием количества, цены этих товаров и иных необходимых сведений о них, а также получить разрешение таможни на импорт после того, как товары пройдут процедуру досмотра и декларант заплатит таможенные платежи.

Как правило, декларация подается, когда груз уже помещен на таможенный склад. Но в тех случаях, когда требуется одобрение таможенного органа, декларация может быть подана ранее – пока груз еще находится на борту судна или не доставлен на таможенный склад. Таможенную декларацию может подать импортер либо таможенный брокер (по доверенности).

В Японии для импортеров действует система «Уполномоченного экономического оператора» (Authorised Economic Operator (AEO), предусматривающая упрощенное таможенное декларирование ввозимых товаров и ускоряющая процедуру таможенной очистки. Статус AEO присваивается тем импортерам, которые имеют безупречную репутацию и продолжительное время участвуют в ВЭД. С июня 2009 года статус АЕО присваивается компаниям-перевозчикам.

Импортеры продукции, обладающие статусом AEO, имеют ряд льгот и преимуществ по сравнению с остальными участниками ВЭД:

уменьшение числа физических и документальных таможенных проверок;

приоритетное прохождение таможни;

уменьшение количества документов при таможенном декларировании;

понимание деловыми партнерами безопасности ведения бизнеса с компанией, имеющей статус AEO.

Производители промышленной продукции, наделенные статусом AEO, имеют возможность делегировать свое право на упрощенную процедуру таможенной очистки товаров торговой компании, осуществляющей экспорт их продукции.

Подробную информация о статусе AEO и всех таможенных процедурах можно получить на сайте Таможенной службы Японии: http://www.customs.go.jp.


- защита прав интеллектуальной собственности;

Законодательство Японии в сфере защиты прав интеллектуальной собственности составляют следующие нормативные правовые акты:

- Основной закон «О праве интеллектуальной собственности»;

- Закон «Об авторском праве»;

- Закон «О товарных знаках»;

- Закон «О предотвращении недобросовестной конкуренции»;

- Закон «Об охране новых сортов растений и семян культурных растений»;

- Закон «О регистрации топологий интегральных полупроводниковых микросхем»;

- Закон «О подаче международной заявки в соответствии с Договором о патентной кооперации».

Ежегодно японское правительство занимается разработкой и внедрением национальных стратегических программ развития по вопросам создания и защиты ИС.

В кабинете министров успешно и эффективно взаимодействуют три научно-технических совета, главный из которых — Council for Science and Technology Policy (Совет по науке и технической политике) возглавляется непосредственно премьер-министром. На правовом уровне ими были разработаны соответствующие документы, детально регламентирующие правоотношения и их развитие в сфере ИС уже вплоть до 2025 года.

Согласно текстам ежегодных стратегических программ (здесь необходимо отметить, что стратегическая программа, прежде всего, является правовым документом и имеет определенную юридическую силу), создание и защита ИС с 2001 года является одним из приоритетных направлений развития японской экономики.

На данный момент Япония является вторым по счету государством в мире после Соединенных Штатов по объему инвестиционных вложений в развитие новейших технологий.

Основная идея современных японских стратегических программ развития ИС заключается в том, что Япония должна стать неким мировым центром создания передовых инновационных технологий, которому, как говорится в одной из стратегических программ, «ни одно государство в мире не сможет даже подражать».

Основными принципами реализации такой политики деловой экспансии в сфере ИС, японское правительство считает:

·                      Максимальное стимулирование процессов интеллектуального творчества внутри страны и эффективное использование его результатов;

·                      Создание передовой правовой системы защиты ИС, которая способна полностью регламентировать правоотношения в сфере ИС с момента создания объектов ИС и до момента их активного внедрения в производство, продвижения на рынке и передачи исключительных прав в полном или неполном объеме, то есть путем отчуждения или выдачи лицензий или продажи франшиз;

·                      Активное использование не только отечественных инновационных разработок, но также и уникальных зарубежных технических решений.

Япония эффективно использует зарубежный опыт, привлекая к себе лучших специалистов и позволяя передовым иностранным компаниям выходить на японский рынок.

Следуя стратегии развития интеллектуальной, в особенности, промышленной собственности, Япония последовательно внедряет новые правовые механизмы, позволяющие, с одной стороны, адекватно защищать права Японии на свою интеллектуальную собственность, а с другой стороны, выводить на рынок национальные компании, которые занимаются усовершенствованием не своих, а   зарубежных разработок.

Японская доля на мировом рынке инновационных технологий увеличивается не только за счет своих собственных уникальных технических решений, но и за счет усовершенствования японскими компаниями иностранных изобретений и иных объектов ИС.

С этой целью в стране Восходящего Солнца действует соответствующая правовая норма, предписывающая иностранным компаниям, желающим работать на японском рынке, в обязательном порядке предоставлять лицензии на свои технологии всем японским компаниям, которые выразят свою заинтересованность в заключение того или иного лицензионного договора.  

Кроме того, чтобы избавить японские компании от высоких лицензионных платежей по подобным договорам, максимальные ставки лицензионных платежей жестко регламентированы на уровне правительства.

Чтобы стимулировать отечественные компании к постоянному техническому прогрессу, к японским компаниям правительство также выдвигает соответствующие требования:

·                      Компания, желающая использовать иностранную разработку и получить иностранную лицензию должна представить убедительные доказательства, что она располагает соответствующими возможностями, позволяющими эффективно использовать инновационные зарубежные технические решения;

·                      Компания должна не только использовать иностранные разработки по назначению, но также и заниматься их усовершенствованием, так как именно в усовершенствовании зарубежных инноваций и заключается основная цель получения лицензии.

Порядок регистрации прав на объекты интеллектуальной собственности

В Японии на основе государственной регистрации защищаются права на изобретения и полезные модели (на основе патента), товарные знаки и промышленные образцы. Патенты, полезные модели, промышленные модели и товарные знаки составляют группу объектов промышленной собственности. Авторские права, селекционные достижения и секреты производства защищаются без дополнительной регистрации прав на них.

Патентная система Японии основана на принципе как можно более раннего доведения информации о новых разработках, подлежащих защите. В дальнейшем данная информация публикуется по истечении определенного периода времени. Это позволяет общественности быть в курсе новейших разработок и трендов. В Японии действует принцип приоритета лица, которое первое подало заявку на регистрацию прав на интеллектуальную собственность. Подробности об изобретении или модели обязательно излагаются в заявке, а патентная информация классифицируется в соответствии с международной системой согласно ее техническому содержанию. Информация о выданных патентах подлежит официальному опубликованию в специальных печатных органах.

При регистрации товарного знака Патентное ведомство проверяет, не совпадает ли данный товарный знак с уже зарегистрированными или широко известными товарными знаками. Более того, если поданный на регистрацию товарный знак совпадает с общеизвестным товарным знаком в Японии, даже если он не зарегистрирован, последний будет защищаться согласно Закону Японии «О предотвращении недобросовестной конкуренции», в связи с чем заявка не будет удовлетворена.

Право на товарный знак действует на всей территории Японии, и его владелец может использовать его исключительно в отношении товаров и услуг, для которых данный знак зарегистрирован. Использование другой стороной идентичного или сходного товарного знака в отношении идентичных или сходных товаров или услуг является нарушением, в связи с чем владелец товарного знака может потребовать от нарушителя прекратить использование такого знака и возместить ущерб.

Регистрация товарного знака может быть аннулирована, если он не используется более трех лет подряд.

Права на промышленные образцы защищаются в течение 20 лет. Этот срок продлению не подлежит. Могут защищаться и незарегистрированные образцы - согласно Закону Японии «О предотвращении недобросовестной конкуренции» - в течение трех лет с даты первой продажи продукта в Японии.

Изобретения и полезные модели защищаются патентами. Патенты на изобретения действуют 20 лет, патенты на полезные модели – 10 лет.

К числу организаций, осуществляющих функции по защите интеллектуальных прав, относятся как локальные организации, так и международные, имеющие свои офисы в Японии.

Одной из таких организаций является Международная ассоциация по защите промышленной собственности (International Association for the Protection of Industrial Property; AIPPI). Она учреждена в соответствии с Парижской Конвенцией по охране промышленной собственности (Paris Convention for the Protection of Industrial Property; подписана в Париже 20 марта 1883 г.).

Ассоциация тесно сотрудничает с ВОИС во всех аспектах, связанных с поддержкой, защитой интеллектуальной собственности и разработкой нового законодательного регулирования. Япония (так же, как и Россия) входит в число членов этой ассоциации.

К японским организациям относятся:

- Японская ассоциация по защите прав на промышленные образцы (Japan Design Protection Association; JDPA). Помогает защите прав владельцев патентов на промышленные образцы;

- Институт интеллектуальной собственности (Institute of Intellectual Property). Цели института - изучение и исследования различных вопросов (как в Японии, так и за рубежом) в сфере ИС для содействия защите и международной гармонизации ИС. Основной акцент институт делает на изучении промышленной собственности в области передовых технологий и защите программного обеспечения. В рамках своей деятельности институт проводит международные симпозиумы и семинары, где ученые и исследователи со всего мира получают возможность озвучить свое мнение, регулярно публикует материалы по вопросам защиты ИС, судебные прецеденты, патентную статистику;

- Центр по правам на объекты интеллектуальной собственности в области продуктов и биотехнологии (Japan Foods & Biotechnology Intellectual Property Rights Center; JAFBIC). Деятельность центра направлена на содействие использованию и сохранению прав на объекты ИС, связанных с косметической и фармацевтической продукцией, продуктами питания, полученными с применением биотехнологий. Одна из задач Центра – содействие в защите прав на данные объекты. В связи с этим Центр оказывает консультационные и посреднические услуги.

Информационное обеспечение и консультации в сфере ИС оказывают следующие основные организации:

- Японская ассоциация интеллектуальной собственности (далее – ЯАИС) (Japan Intellectual Property Association). Данная ассоциация является некоммерческой негосударственной организацией, в которую входят 1 234 члена. Одна из задач ЯАИС – обеспечивать связанные с ней организации по всему миру качественной информацией о совершенствовании их систем ИС и их использования. В рамках этой задачи ЯАИС, во-первых, на специально разработанных курсах ежегодно проводит подготовку 15 тыс. сотрудников организаций, являющихся членами ЯАИС, в том числе инженеров и исследователей, и, во-вторых, регулярно проводит семинары и конференции для широкого круга лиц. Ассоциация совместно с ВОИС изучает возможности передачи и получения технологий в сфере экологии развивающимся странам. В рамках этого был создан проект WIPO Green (https://webaccess.wipo.int/green/). На сайте этого проекта размещена пробная база данных семян и иных достижений в сфере экологии. Также ЯАИС активно работает над стандартизацией форм патентных заявок для облегчения и удешевления доступа заявителей к процедуре патентной регистрации;

- Японская организация по предоставлению патентной информации (Japan Patent Information Organization; Japio). Организация предоставляет информацию о выданных патентах по всем объектам интеллектуальной собственности – товарным знакам, промышленным образцам и т.д.;

- Японский институт изобретений и инноваций (Japan Institute of Invention and Innovation; JIII). Учрежден под патронажем императорской семьи. Существует с 1904 года. Первоначально был создан как ассоциация по защите промышленной собственности. Позже деятельность института была расширена в сторону развития и стимулирования изобретений и инноваций, в связи с чем в 1936 год в состав института вошли все организации по изобретениям, которые существовали на тот момент в Японии. Одна из задач института – поддерживать промышленную собственность, поощрять изобретателей и содействовать продвижению изобретений. В рамках этой задачи институт организовывает курсы повышения квалификации для сотрудников компаний, повышает информированность общества путем публикаций последних новостей и исследований в области промышленной собственности, изобретений и инноваций, в том числе в собственном ежемесячном журнале. Также на сайте института, который аккредитован Патентным ведомством Японии как агентство по предоставлению патентной информации, дана информация в области выданных патентов;

- Центр сотрудничества в области промышленной собственности (Industrial Property Cooperation Center; IPCC). Является научно-исследовательской структурой в области исследования реформ в части ИС и принимает участие в патентной экспертизе. Также имеет программы повышения квалификации и консультирует в области ИС;

- Высший суд Японии по вопросам интеллектуальной собственности (Intellectual Property High Court). В этот суд может обратиться любое физическое лицо или компания, желающие оспорить решение, вынесенное Патентным ведомством Японии в отношении получаемого или уже полученного патента, а также для разрешения спора между физическими и/или юридическими лицами. Также до того, как обратиться в данный суд, для разрешения спора в отношении ИС можно обратиться в окружные и городские суды в Японии.

В Японии развита система уголовной ответственности за нарушение прав на ИС в сфере литературы, науки, искусства, музыки. Понятие и содержание уголовной ответственности определяются Законом об авторском праве. В частности, статья 113 Закона об авторском праве определяет действия, которые рассматриваются как нарушение авторского права. Также Глава 8 (статьи с 119 по 124) Закона об авторском праве устанавливает меры наказания за нарушение авторского права. Статья 119 Закона об авторском праве устанавливает наказание за действия, нарушающие авторское право, в виде лишения свободы на срок не более десяти лет или штрафа в размере не более 10 млн. йен, либо и того и другого и т.д. Также данная статья устанавливает, что среди действий, нарушающих авторское право, действия лиц, которые произвели копирование собственных произведений по личным причинам, не подпадают под уголовную ответственность.

В Японии расследованием уголовных дел, содержащих случаи нарушения Закона об авторском праве, занимаются, прежде всего, сотрудники полиции. Также прокурор может самостоятельно начать расследование преступления, в случае если он считает это необходимым.

При возникновении гражданских споров относительно того, какие права определяются как авторские, стороны таких споров могут обратиться к главе Агентства по делам культуры с прошением о посредничестве (статья 106 Закона об авторском праве). В таких случаях члены посреднического комитета по разрешению спора по авторскому праву, назначенные Агентством по делам культуры, проводят рассмотрение доводов обеих сторон для разрешения спора (статья 109 Закона об авторском праве).

Кроме произведений японских граждан под защиту Закона об авторском праве подпадают произведения, защиту которых Япония обязуется обеспечивать по договору. Например, объектами защиты Закона об авторском праве становятся аудиозаписи, авторами которых являются граждане стран-членов (юридические лица, образованные согласно законодательству данной страны) Всемирной торговой организации (статьи 6 и 8 Закона об авторском праве). 






Услуги Консалтинг в области торговли Сопровождение инвесторов Налаживание деловых контактов   Ресурсы Обзор законодательства Мониторинг рынка Инструменты защиты рынка Все о ВТО   О компании Цели Задачи   Контакты            


© Все права защищены. 2017 ITC group
Яндекс.Метрика

Пожалуйста подождите...

Операция успешно завершена.



ОШИБКА!




Написать нам

Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время



Оставить сообщение

Перезвоните мне

Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время



Заказать звонок
Имя*:
Почта*:
Номер телефона:
Сообщение*:
Код*: