Заказать звонок     Написать нам Рус / Қаз / Eng

Узбекистан


Таможенно-тарифное регулирование

С 1 июля 2002 года в стране используется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД). Данная номенклатура была создана на основе Гармонизированной системы описания и кодирования (ГС), внесенными с 1 января 2002 года Всемирной таможенной организацией, а также Комбинированной номенклатуры Европейского союза (КН ЕС).В целом ставки импортных таможенных пошлин применяются в размере 10% - 40% от таможенной стоимости товаров по адвалорным ставкам (по небольшому числу позиций товаров применяются комбинированные ставки).

В целях дальнейшей либерализации внешнеэкономической деятельности, совершенствования регулирования импортных операций Постановлением Президента Республики Узбекистан от 27 марта 2008г. №ПП-823 с 1 апреля 2008г. были введены новые ставки импортных таможенных пошлин.

Среднеарифметическая ставка таможенного тарифа снижена до 14,9% против 15,4% по ранее действовавшему тарифу.

Размер таможенной пошлины зависит от страны происхождения товара:

-       не облагаются товары, происходящие и ввозимые из государств, с которыми установлен режим свободной торговли (страны СНГ);

-       ставки применяются к товарам, происходящим из стран, которым предоставлен режим наибольшего благоприятствования;

-       в отношении остальных товаров применяются ставки, увеличенные в два раза.

По официальным данным, в настоящий момент Узбекистаном установлены и развиваются торгово-экономические отношения со 180 странами мира. С 45 странами двусторонняя торговля осуществляется в режиме наибольшего благоприятствования, с 53 странами на межправительственном уровне подписаны соглашения о взаимной защите инвестиций и с 50 странами – об избежание двойного налогообложения.

Система тарифных преференций, используемая ВТО, в Узбекистане не применяется.

Таможенные платежи (импорт)

-       импортная таможенная пошлинаадвалорная ставка таможенных пошлин применяется на 6-ти уровнях: 0%, 5%, 10%, 20%, 30% и 40% от таможенной стоимости;

-       акцизный налог на подакцизные товары ставка от 5% до 200%от таможенной стоимости;

-       налог на добавленную стоимость – ставка 20% от облагаемого оборота;

-       сбор за таможенное оформление ставка 0,2% от таможенной стоимости, но не менее 25 долл. США и не более 3000 долл. США;

-       таможенный сбор на импорт непродовольственных потребительских товаров, произведенных в третьих странах и реэкспортируемых для коммерческой деятельности юридическими и физическими лицами с территорий сопредельных государств – ставка 20% от таможенной стоимости.

В Узбекистане уровень таможенного обложения товаров находится в прямой зависимости от степени обработки товаров и доли добавленной стоимости. По этой причине таможенная пошлина на сырье либо отсутствует, либо является минимальной. Тарифная эскалация применяется в качестве стимула для отечественных производителей выпускать готовые изделия.

Особенности регулирования импорта товаров производственного назначения

Для импорта товаров производственного назначения (оборудования, сырья) применяются более льготные условия:

-       Акцизы на импорты применяются преимущественно к товарам народного потребления;

-       Таможенные пошлины дифференцированы: для технологического оборудования и сырья в основном – 5-10%, а готовая продукция зачастую по ставке 30% (фрукты и мучные изделия, продукты переработки овощей и фруктов, шампуни, лаки, ковры, одежда, мебель и пр.)

-       Часть технологического оборудования освобождается от уплаты НДС и таможенных пошлин по перечню Правительства;

-       От уплаты НДС при импорте освобождено лизинговое оборудование.

При этом:

-       Часто льготой на уплату таможенных платежей могут воспользоваться не все предприятия, завозящие товары производственного назначения, а только входящие в утвержденные перечни. Например, предприятия входящие в программу локализации или попавшие в список текстильных предприятий, разрешающий завозить технологическое оборудование без уплаты таможенных пошлин. То есть, льготы зачастую носят индивидуальный характер.

-       Многие льготы не распространяются на посредников.

В целом внешнеторговый режим страны характеризируется своей открытостью – не применяются количественные ограничения, квотирование и лицензирование товаров, несмотря на то, что данные меры предусмотрены законодательством Республики Узбекистан. Кроме того, экспортные пошлины на все виды товаров отменены.

Однако подобная «либерализация» и, казалось бы, открытость внешнеторгового режима обманчива. На самом же деле правительство в целях защиты внутреннего рынка от экономического воздействия, от притока импортного товара на прилавки узбекских рынков активно применяет иные меры. А именно путем тарифного и нетарифного регулирования в Узбекистане сумели дать эффективный импульс развитию автомобильной индустрии, лёгкой промышленности, частично пищевой и перерабатывающей отрасли и т.д. Указанные отрасли, благодаря оптимальным пошлинам и акцизному налогу, имеют стартовое преимущество перед зарубежными аналогами на узбекском рынке.

В дополнение следует отметить, что внешнеторговый режим применяется в соответствии с Таможенным Кодексом Республики Узбекистан, с Законом «О таможенном тарифе», с Законом «О государственной таможенной службе», и Инструкции «О порядке заполнения грузовой таможенной декларации».

В настоящее время при ввозе на территорию Республики Узбекистан казахстанские товары таможенными пошлинами не облагаются (Соглашение о свободной торговле от 2 июня 1997 года), но ведется политика применения косвенного налогообложения, а точнее акциз на импорт, в качестве защитных мер внутреннего рынка.

Суть данной торговой политики заключается в предоставлении более благоприятных условий отечественному производителю против ввозимой продукции. Акцизные ставки, применяемые к товарам, производимым внутри страны, значительно ниже в сравнении со ставками, применяемыми к импортному товару.

С 1996 года в Узбекистане последовательно реализуется политика протекционизма и импортозамещения, что проявляется в:

-       завышенном обменном курсе сома, и ограничениях на свободную конвертацию национальной валюты;

-       высоких таможенных платежах и значительных нетарифных барьерах при импорте потребительских товаров, производимых в Узбекистане (например, автомобили, мебель, текстильная продукция);

-       значительных льготах (налоговых, кредитных, по конвертации) для отечественных производителей, выпускающих импортозамещающие и экспортную продукцию.

Последствия активной протекционистской политики:

а) Снижение конкурентоспособности местных производителей:

- завышенный реальный обменный курс национальной валюты удорожает экспорт и удешевляет импорт;

- трудности с конвертацией, с прохождением импортных процедур ограничивают возможности импорта сырья и оборудования, необходимых для выпуска конкурентоспособной продукции;

- предприятия, работающие на внутренний рынок и не имеющие собственных валютных средств, вынуждены покупать нужные импортное сырье и оборудование по завышенным ценам, либо приобретать эти ресурсы более низкого качества.

б) Ограничение конкуренции:

- протекционизм приводит к повышению уровня монополизации и ограничению конкурентной среды;

- предоставление льгот (налоговых, кредитных по конвертации) отдельным предприятиям означает, неравные условия ведения бизнеса и разрушает конкурентную среду.

в) Социальные последствия:

- завышенные цены на импортные потребительские товары (что негативно влияет на благосостояние населения);

- жесткие барьеры чреваты ростом контрабанды и коррупции, а следовательно, и прямыми потерями для бюджета и снижением эффективности работы государственных структур.

г) Уменьшение возможности участия в международных интеграционных объединениях, таких как ВТО, Таможенный союз существенно ограничивает рынки сбыта для узбекских экспортеров и возможности для участия в международном разделении труда.

д) Искажение цен. Применение протекционистского режима в отношении отдельных товаров является причиной сильного искажения относительных цен, что в свою очередь обусловливает неэффективное распределение и использование ресурсов, принятие неэффективных инвестиционных решений.

Постановлением Президента Республики Узбекистан от 24.12.2010 г. № ПП-1449 «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах государственного бюджета Республики Узбекистан на 2011 год» были утверждены ставки акцизного налога на подакцизные товары, производимые в Республике Узбекистан и завозимые на ее территорию согласно определенному перечню.

Количество ставок акцизов Узбекистана на импортируемую продукцию  (более 400 позиций) во много раз превышает перечень отечественных подакцизных товаров.

Наибольшие доли в общей товарной структуре импорта Узбекистана занимают транспортные средства, нефтепродукты, продукция растениеводства, сырье и материалы, некоторые из которых облагаются акцизами, а именно:

- транспортные средства для перевозки грузов,

- транспортные средства для перевозки людей,

- части и принадлежности моторных транспортных средств,

- шины и покрышки пневматические резиновые,

- мука пшеничная,

- масло подсолнечное,

- нефть и нефтепродукты.

Также имеются  дифференцированные ставки акцизов:

- либо размер многих из них превышает акцизы на импортную продукцию;

- либо ставки акцизов на товар, производимый внутри страны, больше тех, которыми облагается товар импортный.

Акциз применяется ко всем товарам вне зависимости от их происхождения.

Таблица. Акцизы на некоторые виды импортируемых товаров, 2012 году в %

Наименование товара

На импортируемые товары

      На местные товары

Свежие яблоки, груши

100

0

Соки

70

0

ТВ антенны

60

0

Колбасные изделия

50

0

Мебель

50

0

Предметы одежды

50

0

Аудиомагнитофоны

45

0

Холодильники

30

0

Трикотажное полотно

20

0

Автомобили

$2,5-7,2за см3

29

Ювелирные изделия

30

25

 

 

Сроки таможенного оформления

-       с 1 августа 2012 года таможенное оформление товаров и транспортных средств осуществляется таможенным органом в течение 3 рабочих дней с момента принятия ГТД и представления всех необходимых документов и сведений;

-       таможенное оформление технологического оборудования осуществляется таможенными органами в течение одного рабочего дня при представлении таможенной декларации страны экспорта;

-       с 1 января 2013 года при таможенном оформлении грузов субъектам предпринимательства предоставляется право по своему усмотрению осуществлять декларирование товаров в электронной форме (№ УП-4455 от 18.07.2012г.).

Об изменении порядка предоставления льгот по импортной таможенной пошлине и НДС при импорте технологического оборудования

Утвержден Перечень технологического оборудования, освобождаемого при ввозе на   территорию Республики Узбекистан от уплаты импортной таможенной пошлины и налога на добавленную  стоимость в новой редакции (рег. Мин.юст. РУз № 2436 от 20.03.2013г.).

Основные изменения:

-       исключены запасные части и комплектующие;

-       льготы по уплате импортной таможенной пошлины и НДС предоставляются на новое технологическое оборудование, коды ТН ВЭД которых включены в Перечень;

-       для подтверждения года выпуска ввозимого технологического оборудования при таможенном оформлении в таможенный режим «выпуск для свободного обращения» предоставляется технический паспорт завода-изготовителя или другой документ, подтверждающий год выпуска ввозимого технологического оборудования.

Перечень запасных частей и комплектующих

Утвержден Перечень запасных частей и комплектующих  к установленному технологическому оборудованию, ввозимых хозяйствующими субъектами и освобождаемых сроком до 1 января 2016 года от уплаты таможенных платежей (Распоряжение Кабинета Министров РУ от 17.12.2012г. №843-ф)

Таможенные льготы распространяются на запасные части и комплектующие к установленному технологическому оборудованию, ввозимые хозяйствующими субъектами для собственных производственных нужд, а также хозяйствующими субъектами, осуществляющими их импорт по договорам, заключенным с собственником установленного технологического оборудования.

Об изменении порядка предоставления таможенных льгот 

С 1 апреля 2013 года вводится порядок обязательного представления импортерами - субъектами предпринимательства экспортной грузовой таможенной декларации для подтверждения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Узбекистан с применением льгот по таможенным платежам (постановления Президента РУ от 25.12.2012г. № ПП-1887 и от 29.01.2013г. № ПП-1913)

 ГТК совместно с Министерством финансов и МВЭСИТ разработан проект Положения о порядке подтверждения таможенной стоимости товаров, ввозимых импортерами - субъектами предпринимательства на территорию республики, в котором будет установлено, что установленные законодательством льготы предоставляются только на подтвержденную стоимость ввозимых товаров.

 

Правовое регулирование экспортно-импортных операций

Закон Республики Узбекистан «О внешнеэкономической деятельности» от 26.05.2000г. (в новой редакции).

Основными направлениями внешнеэкономической деятельности являются:

-       международное экономическое и финансовое сотрудничество;

-       внешнеторговая деятельность;

-       привлечение иностранных инвестиций;

-       инвестиционная деятельность за пределами Республики Узбекистан.

Меры по стимулированию экспорта товаров

Согласно Указу Президента Республики Узбекистан №УП-1871 от 10.10.1997г. «О дополнительных мерах по стимулированию экспорта товаров»  c 1 ноября 1997 года отменены:

-  экспортные таможенные пошлины на все виды товаров (работ, услуг);

-  лицензирование экспорта товаров (работ, услуг) за исключением специфических, согласно приложению №1.

-  хозяйствующие субъекты могут осуществлять экспорт товаров (работ, услуг) за свободно конвертируемую валюту без предварительной оплаты, открытия аккредитива, при наличии гарантии банков покупателя или при наличии полиса страхования экспортных контрактов от политических и коммерческих рисков.

-  утвержден Перечень специфических товаров, экспорт-импорт которых осуществляется по лицензиям, выдаваемым МВЭСИТ на основании распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан;

-   утвержден Перечень предметов и продукции, экспорт которых запрещен, а также Перечень предметов, запрещенных к импорту (ввозу) в Республику Узбекистан.

Меры по либерализации внешнеторговой деятельности

Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №137 от 31.03.1998г. «О дополнительных мерах по либерализации внешнеторговой деятельности в Республике Узбекистан» установлено, что импортными таможенными пошлинами, наряду с действующим законодательством, также не облагаются товары:

-  происходящие и ввозимые из государств, с которыми установлен режим свободной торговли;

-  поставляемые по межправительственным и кредитным соглашениям, заключенным от имени Правительства

Согласно Указу Президента Республики Узбекистан
№УП-3321 от 26.09.2003г. «О мерах по дальнейшей либерализации внешнеторговой деятельности в Республике Узбекистан»:

-  c 1 октября 2003 года отменена предварительная регистрация импортных контрактов в МВЭСИТ.

-  установлено, что экспертизе в МВЭСИТ подлежат импортные контракты:

-  финансируемые за счет средств государственного бюджета;

-  финансируемые за счет кредитов (займов), привлеченных Правительством Республики Узбекистан или под его гарантию;

-  заключаемые хозяйствующими субъектами, доля государства в уставном капитале которых составляет более 50 процентов, и не обеспеченные собственными валютными ресурсами.

Принцип «одно окно»

-  Постановлением Кабинета Министров  Республики Узбекистан  №305 от 17.11.2011г. «О мерах по поэтапному внедрению механизма осуществления экспортных операций   по   принципу «одно окно» принято к сведению, что с 1 октября 2011 года в порядке эксперимента осуществляется поэтапное внедрение механизма реализации процедур, связанных с экспортными поставками, по принципу «одно окно».

-  Настоящим постановлением утверждены:

а)    временное положение о механизме реализации процедур, связанных с экспортными поставками, по принципу «одно окно» согласно приложению N 1;

б)   перечень таможенных постов внешнеэкономической деятельности Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан, на которых осуществляется внедрение механизма реализации процедур, связанных с экспортными поставками, по принципу "одно окно".

-  Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан является ответственным органом за внедрение механизма реализации процедур, связанных с экспортными поставками, по принципу «одно окно» с одновременной выдачей сертификата о происхождении товаров, ветеринарного, фитосанитарного, гигиенического сертификатов, постановкой на учет контрактов в органах государственной таможенной службы и таможенного оформления.

О дополнительных мерах для   дальнейшего   развития малого бизнеса и частного предпринимательства

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан № УП-4354 от 24.08.2011г.:

-  с 1 января 2012 года ставки единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий в сфере промышленности снижаются с 6 до 5%;

-  с 1 октября 2011 года веден порядок, в соответствии с которым:

-  размер пени за нарушение сроков уплаты налогов, таможенных пошлин и сборов, а также других обязательных платежей за каждый день просрочки снижается на одну треть против действующих с сохранением порядка начисления пени;

-  юридические лица имеют право осуществлять уплату до начисленных по результатам проверок суммы налогов и других обязательных платежей, а также финансовых санкций равными долями в течение шести месяцев со дня принятия решения о взыскании.

-  поручено обеспечение поэтапный перевод до конца 2014 года всех субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства на электронную систему сдачи налоговой и финансовой отчетности.

-  освобождены микрофирмы и малые предприятия, за исключением предприятий, осуществляющих экспорт и транзит природного газа, от обязательной продажи 50 процентов валютной выручки, поступающей от экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства.

Согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан № ПП-1731 от 26.03.2012г.:

-  отечественным предприятиям-производителям товаров (работ, услуг) предоставлено право:

-  участвовать в международных тендерах по проектам, осуществляемым на территории Республики Узбекистан за счет средств международных финансовых институтов, стран-доноров, правительств иностранных государств, других нерезидентов на равных с зарубежными участниками условиях, в том числе с последующим заключением контрактов в иностранной валюте на поставку произведенных товаров (работ, услуг);

-  заключения с нерезидентами контрактов в иностранной валюте на условиях прямых договоров на поставку предусмотренных к использованию на территории Республики Узбекистан товаров (работ, услуг) собственного производства.

-  с 1 апреля 2012 года освобождено от обязательной продажи уполномоченным банкам части валютной выручки, направляемой по текущим платежам на погашение основного долга по валютным кредитам на новое строительство, модернизацию и технологическое обновление действующих производств, на период до полного погашения основного долга.

-  Рекомендовано коммерческим банкам расширить объемы осуществления факторинговых услуг по экспортным операциям с увеличением предельного срока осуществления факторинговых услуг по экспортным операциям с 60 до 90 дней.

В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан №ПП-1604 от 25.08.2011г. утверждено новые ставки сборов за таможенное оформление, уплачиваемых при экспорте товаров, предусматривающие их снижение в среднем не менее чем в 2 раза против действующих:

Таблица. Ставки сборов за таможенное оформление

Вид таможенного сбора

Ставки сборов

товаров и транспортных средств в таможенном режиме «экспорт»

0,1% от таможенной стоимости, но не менее 50 процентов от минимального размера заработной платы

товаров в таможенном режиме «переработка на таможенной территории»

0,1% от стоимости услуг по переработке товаров, но не менее 50 процентов от минимального размера заработной платы

За таможенное оформление товара, помещаемого в таможенный режим «экспорт», сотрудником вне мест его осуществления, из расчета за один час работы одного сотрудника

10 процентов от минимального размера заработной платы

 

Освобождение от тарифов

В соответствии со статьей 33 Закона РУ «О таможенном  тарифе, постановлением Кабинета Министров РУ от 31 марта 1998 г. № 137 «О дополнительных мерах по либерализации  внешнеторговой деятельности в Республике Узбекистан» от обложения таможенными пошлинами освобождаются:

- транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другие имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств;

- валюта РУ, иностранная валюта (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательством;

- предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимые за пределы таможенной территории для обеспечения деятельности судов РУ и судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими и физическими лицами РУ, ведущих морской промысел, а также продукция их промысла, ввозимая на таможенную территорию РУ;

- товары, подлежащие обращению в собственность государства, в случаях предусмотренных законодательством;

- предметы, ввозимые на таможенную территорию или вывозимые с этой территории для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании законодательства или международных договоров РУ;

- товары, ввозимые на таможенную территорию РУ для оказания помощи в результате стихийных бедствий, вооруженных конфликтов, несчастных случаев или аварий, в качестве гуманитарной помощи и безвозмездного технического содействия, а также товары, ввозимые  на благотворительные цели по линии государств, правительств, международных организаций;

- учебные пособия для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений;

- товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию и предназначенные для третьих стран;

- товары, перемещаемые через таможенную границу физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности в соответствии с таможенным законодательством;

- товары, происходящие и ввозимые из государств, с которыми установлен режим свободной торговли;

- товары, поставляемые по межправительственным и кредитным соглашениям, заключенным от имени Правительства РУ или под его гарантии;

- имущество, ввозимое иностранными инвесторами в РУ для собственных производственных нужд;

- имущество, ввозимое для личных нужд иностранных инвесторов и граждан иностранных государств, находящихся в РУ в соответствии с заключенными с иностранными инвесторами трудовыми договорами;

- товары, ввозимые иностранными юридическими лицами, осуществившими прямые инвестиции в экономику РУ на общую сумму 50 млн. долл. США, при условии, что ввозимые товары являются продукцией их собственного производства;

- товары, работы и услуги, предназначенные для проведения работ по соглашению о разделе продукции и ввозимые в РУ в соответствии с проектной документацией иностранным инвестором или иными лицами, участвующими в выполнении работ по соглашению о разделе продукции, а также вывозимая инвестором продукция, принадлежащая ему в соответствии с соглашением о разделе продукции;

- товары, ввозимые в РУ бюджетными организациями (или по их заказам) за счет бюджетных ассигнований для собственных нужд;

- технологическое оборудование, ввозимое на территорию РУ, по перечню, утверждаемому в соответствии с законодательством, а также комплектующие изделия и запасные части, при условии, если их поставка предусмотрена условиями контракта на поставку технологического оборудования. В случае реализации или безвозмездной передачи импортируемого технологического оборудования на экспорт в течение трех лет с момента его ввоза действие данной льготы аннулируется с восстановлением обязательств по уплате таможенной пошлины за весь период применения льготы;

- технические средства системы оперативно-розыскных мероприятий, приобретаемые операторами телекоммуникаций и специальным органом по сертификации технических средств систем оперативно-розыскных мероприятий, при наличии письменного подтверждения уполномоченного органа;

- товары, ввозимые в качестве экспонатов для выставок, реклам и презентаций;

- товары, ввозимые на давальческой основе, сырье, материалы и комплектующие изделия для выработки из них продукции, подлежащей вывозу.

Таможенные сборы

Согласно Таможенному кодексу РУ таможенные сборы взимаются в размерах, устанавливаемых Кабинетом Министров РУ, за:

- таможенное оформление товаров и транспортных средств, включая товары для некоммерческих целей, перемещаемых в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях и грузом;

- таможенное оформление товаров и транспортных средств, вне определенных для этого мест и вне установленного времени работы таможенных органов;

- хранение товаров и транспортных средств на таможенных складах и складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы;

- таможенное сопровождение товаров.

Таможенная стоимость товаров

 В соответствии со статьей 12 Закона РУ «О таможенном тарифе» таможенная стоимость заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу при таможенном оформлении в порядке и на условиях, установленных законодательством.

В соответствии с таможенным законодательством таможенная стоимость используется для наложения адвалорных ставок таможенных пошлин, таможенных сборов, акцизных налогов. Таможенная стоимость также используется для ведения статистики по внешней торговле.

В соответствии  с действующим порядком при оформлении грузов таможенным органам предоставляются необходимые сертификаты, инвойс, контракт, а также грузовая таможенная декларация.

Предотгрузочная инспекция

В целях обеспечения импорта качественных товаров народного потребления, продовольствия, машин, оборудования и технологий Кабинет Министров РУ принял постановление от 3 декабря 1997 г. № 534 «О мерах по осуществлению независимой экспертизы контрактов и предотгрузочной инспекции импортируемых товаров». Данное постановление направлено на осуществление консалтинговыми фирмами независимой экспертизы на соответствие качества, количества, уровня цен импортируемых товаров и других условий контрактов, а также проведение предотгрузочной инспекции.

В соответствии с национальным законодательством, независимая экспертиза импортных контрактов  и предотгрузочная инспекция импортируемых товаров должна осуществляться консалтинговыми фирмами, отвечающими требованиям Международной федерации инспекционных агентств и аккредитованными в Агентстве «Узстандарт» в соответствии с международно-принятыми процедурами, согласованными с Международной торговой палатой, стандартами гарантии качества экспортера, Соглашением по предотгрузочной инспекции ГАТТ/ВТО. Хозяйствующие субъекты РУ, осуществляющие поставку импортных товаров, имеют право по своему выбору обращаться в консалтинговые фирмы для экспертизы контрактов и проведения предотгрузочной инспекции. В соответствии с Постановлением Кабинета Министров РУ от 2 февраля 2001 года №66 предусматривается, что с 1 марта 2001 года таможенное оформление  в режиме «выпуск для свободного обращения (импорт)» для следующих товаров: мясо и пищевые мясные субпродукты; молочная продукция; масличные семена и плоды; алкогольные и безалкогольные напитки; табачные изделия; отдельные виды оборудования и механических устройств; электрических машин и оборудования, общая стоимость которых превышает 10 тыс. долл. США, производится при условии обязательного осуществления предотгрузочной инспекции за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Проведение предотгрузочной инспекции не распространяется:

- на поставки товаров по контрактам, общая стоимость которых не превышает  10 тыс. долл. США;

- на поставки специфических товаров, импорт которых осуществляется по лицензиям, выдаваемым МВЭСИТ Республики Узбекистан.

Таможенная стоимость вывозимых товаров. Согласно статье 16 Закона РУ «О таможенном тарифе» порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РУ, устанавливается Кабинетом Министров РУ.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров РУ от 19.09.2007 г. №198 «Об утверждении положения о порядке определения и декларирования таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Республики Узбекистан» таможенная стоимость вывозимого товара определяется исходя из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за вывозимый товар. На момент перемещения товара через таможенную границу РУ при его продаже на экспорт.

По данному разделу хотелось бы отметить, что среднеарифметическая ставка таможенного тарифа в Узбекистане  составляет 14,9%, и размер таможенной пошлины зависит от страны происхождения товара:

-       не облагаются товары, происходящие и ввозимые из государств, с которыми установлен режим свободной торговли (страны СНГ);

-       ставки применяются к товарам, происходящим из стран, которым предоставлен режим наибольшего благоприятствования;

-       в отношении остальных товаров применяются ставки, увеличенные в два раза.

Система тарифных преференций, используемая ВТО, в Узбекистане не применяется.

Импортная таможенная пошлина применяется на 6-ти уровнях: 0%, 5%, 10%, 20%, 30% и 40% от таможенной стоимости; акцизный налог на подакцизные товары – ставка от 5% до 200%от таможенной стоимости; налог на добавленную стоимость – ставка 20% от облагаемого оборота; сбор за таможенное оформление– ставка 0,2% от таможенной стоимости, но не менее 25 долл. США и не более 3000 долл. США; таможенный сбор на импорт непродовольственных потребительских товаров, произведенных в третьих странах и реэкспортируемых для коммерческой деятельности юридическими и физическими лицами с территорий сопредельных государств – ставка 20% от таможенной стоимости.

В Узбекистане уровень таможенного обложения товаров находится в прямой зависимости от степени обработки товаров и доли добавленной стоимости. По этой причине таможенная пошлина на сырье либо отсутствует, либо является минимальной.

 

Правила определения стран происхождения

В статьях 24-31 Закона РУ от 29 августа 1997 г. «О таможенном тарифе» содержатся правила происхождения товара. В целом, вышеуказанные правила отвечают требованиям применения правил происхождения товара, установленным Соглашением ГАТТ/ВТО о правилах происхождения.

Закон «О таможенном тарифе» разделяет товары по определению страны происхождения на две основные группы: (i) товары, полностью произведенные в данной стране и (іі) товары, претерпевшие «достаточную переработку», т.е. товары, которые произведены, переработаны или собраны в одной стране с использованием некоторых компонентов, по меньшей мере, из одной другой страны.

В первую категорию в основном входят произрастающие в данной стране естественные продукты, такие как живые животные, растительная продукция, полезные ископаемые и т.д., тогда как вторая категория применяется к товарам, которые были произведены в одной стране с использованием некоторых компонентов из-за рубежа.

В последнем случае, устанавливаются критерии «достаточной переработки» товара для определения соответствующей страны происхождения, такие как:

- изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по ТН ВЭД на уровне любого из 4     первых знаков, произошедшее в результате переработки товара (компонента или компонентов из-за рубежа, использованных для производства конечного товара);

- выполнение производственных или технологических операций, достаточных или недостаточных     для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, в которой эти операции     произведены;

- правило адвалорной доли - изменение стоимости товара (была ли добавлена значительная часть     стоимости конечного товара в стране производства).
            Для подтверждения происхождения товаров, в таможенные органы предоставляется сертификат происхождения установленного международного образца.

В отношении товаров, происходящих из государств-участников СНГ действуют Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Решением Совета глав-правительств СНГ от 24 сентября 1993г.

 

Нетарифное регулирование

Квотирование

В Узбекистане не применяются импортные квоты. Однако, согласно Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, от 1987 года в республике утверждены квоты на ввоз в РУ озоноразрушающих веществ на период 2005-2030 годов. Квоты утверждены в соответствии с Постановлением Кабинета Министров РУ от 11 ноября 2005 года № 247 «О совершенствовании регулирования ввоза в РУ и вывоза из РУ озоноразрушающих веществ и продукции, их содержащей».

В тоже время согласно статье 21 Закона РУ «О внешнеэкономической деятельности» в отношении экспорта и импорта отдельных видов товаров Кабинет Министров РУ может установить количественные ограничения (квоты). Кабинет Министров Республики Узбекистан определяет перечень отдельных товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию и квотированию, а также порядок выдачи лицензий и распределения квот.

Запреты на импорт

В приложении № 5 Указа Президента РУ от 10 октября 1997 г. № УП-1871 определен перечень товаров, запрещенных к импорту в РУ. К ним относятся произведения печати, рукописи, клише, рисунки, фотоснимки, фотопленки, негативы, кино-, видео- и аудиопродукция, грамзаписи, звукоматериалы, направленные на: (i) подрыв государственного и общественного строя, (ii) нарушение территориальной целостности республики, политической независимости и государственного суверенитета, (iii) пропагандирующие войну, терроризм, насилие, (iv) национальную исключительность, (v) религиозную ненависть, расизм и его разновидности (антисемитизм, фашизм), а также материалы порнографического содержания.

Также в соответствии с Постановлением Кабинета Министров РУ от 15 мая 1998 года № 213 в РУ запрещен ввоз и транзит через ее территорию этилового спирта.

Лицензирование экспорта. В соответствии с Указом Президента РУ от 10 октября 1997 г. №УП-1871 «О дополнительных мерах по стимулированию экспорта товаров (работ, услуг)» лицензирование экспорта товаров (работ и услуг) отменено с 1 ноября 1997 г. за исключением специфических товаров (вооружение и военная техника, специальные комплектующие изделия для их производства; драгоценные металлы, сплавы, изделия из них, руды, концентраты, лом и отходы драгоценных металлов, драгоценные природные камни и изделия из них, отходы, порошки и рекуператор драгоценных природных камней, жемчуг и изделия из него, янтарь и изделия из них, отходы радиоактивных веществ, приборы и оборудование с использованием радиоактивных веществ).

В приложении №2 Постановления Кабинета Министров РУ от 31 марта 1998 года № 137 приведен перечень специфических товаров (работ и услуг), экспорт и импорт которых осуществляется по разрешениям, выдаваемым уполномоченными органами Республики Узбекистан.

 Процедура лицензирования экспорта вышеуказанных специфических товаров аналогична процедуре лицензирования импорта.

Запреты на экспорт

В приложении  №4 к Указу Президента РУ от 10 октября 1997 г. № УП-1871 определен перечень товаров и продукции, экспорт которых запрещен. Этот перечень включает: пшеницу, рожь, ячмень, овес, рис, кукурузу, гречиху; хлебобулочные изделия, муку, крупы, скот, птицу, мясо и пищевые мясные субпродукты, сахар, предметы старины, представляющие значительную художественную, историческую, научную или иную культурную ценность, растительные масла, кожевенное сырье, пушно-меховое сырье, в том числе каракулевое, лом и отходы цветных металлов, коконы шелкопряда, пригодные для размотки, шелк-сырец, отходы шелковые. При этом данные товары могут быть вывезены из страны в случае наличия разрешения Президента или Кабинета Министров.

В целом внешнеторговый режим страны характеризируется своей открытостью – не применяются количественные ограничения, квотирование и лицензирование товаров, однако на отдельные товары Кабинет Министров Республики Узбекистан определяет перечень товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию и квотированию, а также порядок выдачи лицензий и распределения квот. Например, запрещается импортировать произведения печати, рукописи, клише, рисунки, фотоснимки, фотопленки, негативы, кино-, видео- и аудиопродукция, грамзаписи, звукоматериалы, направленные на: (i) подрыв государственного и общественного строя, (ii) нарушение территориальной целостности республики, политической независимости и государственного суверенитета, (iii) пропагандирующие войну, терроризм, насилие, (iv) национальную исключительность, (v) религиозную ненависть, расизм и его разновидности (антисемитизм, фашизм), а также материалы порнографического содержания. К запрещающим экспортным товарам относятся: пшеница, рожь, ячмень, овес, рис, кукуруза, гречиха; хлебобулочные изделия, мука, крупы, скот, птица, мясо и пищевые мясные субпродукты, сахар, предметы старины, представляющие значительную художественную, историческую, научную или иную культурную ценность, растительные масла, кожевенное сырье, пушно-меховое сырье, в том числе каракулевое, лом и отходы цветных металлов, коконы шелкопряда, пригодные для размотки, шелк-сырец, отходы шелковые, а также запрещен ввоз и транзит через ее территорию этилового спирта.

 

Торговые меры защиты рынка

Антидемпинговые меры

Законом РУ от 11 декабря 2003 г. «О защитных мерах, антидемпинговых и компенсационных пошлинах» предусматривается наложение антидемпинговой пошлины к какому-либо товару, являющемуся предметом импорта по демпинговым ценам.

Применению антидемпинговых пошлин должно предшествовать  расследование, проводимое по инициативе уполномоченного органа и/или национальных производителей аналогичной продукции в соответствии с законодательством РУ. Антидемпинговая пошлина вводится, если по результатам расследования установлено, что импорт на таможенную территорию РУ товара по демпинговым ценам причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отрасли экономики.

Ставки соответствующих пошлин устанавливаются Кабинетом Министров на основании результатов расследования для каждого отдельного случая. Ставки должны оцениваться в соответствии с демпинговыми ценами и материальным ущербом, выявленным в ходе расследования. Антидемпинговые пошлины до сегодняшнего дня в РУ не вводились.

Применение компенсационных пошлин

Законом РУ от 11 декабря 2003 г. «О защитных мерах, антидемпинговых и компенсационных пошлинах» предусматривается обложение компенсационных пошлин к какому-либо импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия иностранного государства (союза иностранных государств), в случае, если по результатам расследования установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию РУ причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отрасли экономики.

Процедурные правила применения компенсационных пошлин те же, что и для антидемпинговых пошлин. Компенсационные пошлины в РУ не применялись.

Применение защитных мер

Законом от 11 декабря 2003 г. «О защитных мерах, антидемпинговых и компенсационных пошлинах» предусматривается  применение защитных мер к какому-либо товару в случае, если по результатам расследования установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию РУ осуществляется в таких возросших количествах (в абсолютном или относительном выражении к общему объему производства аналогичного товара в РУ) и на таких условиях, что причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отрасли экономики. Опыта применения соответствующих мер у Узбекистана до сегодняшнего дня нет.

 

Налоговое регулирование

Налоговая система Республики Узбекистан состоит из двух режимов: единый налоговый платеж и общий налоговый режим. Плательщиками единого налогового платежа являются микрофирмы и малые предприятия, а также предприятия торговли и общественного питания, юридические лица, в рамках осуществления деятельности по организации лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр.

В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» от 25.05.2000г. субъектами малого предпринимательства являются:

индивидуальные предприниматели;

микрофирмы со среднегодовой численностью работников, занятых в производственных отраслях, - не более двадцати человек, в сфере услуг и других непроизводственных отраслях - не более десяти человек, в оптовой, розничной торговле и общественном питании - не более пяти человек;

малые предприятия со среднегодовой численностью работников, занятых в отраслях:

легкой и пищевой промышленности, металлообработки и приборостроения, деревообрабатывающей, мебельной промышленности и промышленности строительных материалов - не более ста человек;

машиностроения, металлургии, топливно-энергетической и химической промышленности, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, строительства и прочей промышленно-производственной сферы - не более пятидесяти человек;

науки, научного обслуживания, транспорта, связи, сферы услуг (кроме страховых компаний), торговли и общественного питания и другой непроизводственной сферы - не более двадцати пяти человек.

Остальные компании подпадают под общий налоговый режим. Также существуют налоги, которые оплачиваются субъектами обоих налоговых режимов. Ниже приводиться схематичная таблица налоговой системы Республики Узбекистан, а также налоговые ставки.

Таблица. Основные налоги и сборы, взимаемые в Республике Узбекистан

Единый налоговый платеж

Общий налоговый режим

Налоги, уплачиваемые обоими режимами

6%

Налог на доход/прибыль (для всех юр.лиц за исключением указанных ниже)

9%

Акцизный налог

от 5% и выше

Коммерческие банки

15%

Юр. лица, получающие доходы от проведения аукционов, организации массовых зрелищных мероприятий путем привлечения юр. лиц и физ. лиц (включая нерезидентов)

35%

Налог на добавленную стоимость на производимую продукцию

20%

Налог за пользование недрами

от 3% до 30%

Налог за пользование водными ресурсами

Единый социальный платеж

25%

Налог на имущество юридических лиц

3,5%

Налог на доход выплачиваемый в виде дивидендов и процентов резидентам Узбекистана

10%

Налог на землю

Налог на доход с дивидендов

 

10%

Налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры

8%

НДС  в отношении импорт. товаров

20%

Отчисления во внебюджетный Фонд школьного образования

0,5%

Отчисл. в Респ. дорож. фонд

от 1% до 2,5%

Отчисления в Пенсионный фонд

1,6%

Налог на добавленную стоимость (НДС)

В соответствии  с Законом РУ от 25 декабря 2007 г. «Об утверждении Налогового кодекса Республики Узбекистан» с 01.01.2008 г. был введен в действие Налоговый кодекс. Постановлением Президента РУ от 29 декабря 2008 г. №ПП-1024 ставка НДС по импортируемым товарам производится до или во время таможенного оформления.

Согласно статье 211 Налогового кодекса освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость импорт:

а) Товаров, ввозимых физическими лицами в пределах норм беспошлинного ввоза, утвержденных таможенным законодательством;

б) Товаров, предназначенных для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными  к ним представительствами, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними;

в) Товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи, в порядке, определяемом Кабинетом Министров РУ;

г) Товаров, ввозимых в целях благотворительной помощи, включая оказание технического содействия, по линии государств, правительств, международных организаций;

д) Товаров, ввозимых за счет средств грантов, предоставленных по линии государств, правительств и международных организаций;

е) Лекарственных средств и изделий медицинского (ветеринарного) назначения, а также сырья, ввозимого для производства лекарственных средств и изделий медицинского (ветеринарного) назначения;

ж) Технологического оборудования, ввозимого на территорию РУ по перечню, утверждаемому в соответствии с законодательством, а также комплектующих изделий и запасных частей, при условии, если их поставка предусмотрена условиями контракта на поставку технологического оборудования. В случае реализации или безвозмездной передачи импортируемого технологического оборудования на экспорт в течение трех лет с момента его ввоза действие данной льготы аннулируется с восстановлением обязательств по уплате налога на добавленную стоимость за весь период применения льготы;

и) Имущества, ввозимого в качестве инвестиционных обязательств согласно договору, заключенному между инвестором и уполномоченным государственным органом по управлению государственным имуществом;

к)  Технические средства системы оперативно-розыскных мероприятий, приобретаемых операторами телекоммуникаций и специальным органом по сертификации технических средств систем оперативно-розыскных мероприятий, при наличии письменного подтверждения уполномоченного государственного органа;

л) Сырья, материалов и заготовок для использования в собственном производстве, ввозимых предприятиями с иностранными инвестициями, специализирующимися на производстве детской обуви.

Перечень налоговых льгот и преференций, предоставляемых
предприятиям-экспортерам (
I)

а)    Оборот по реализации товаров (за исключением драгоценных металлов) на экспорт за иностранную валюту облагается налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке;

б)   Для предприятий-экспортеров (за исключением реализации сырьевых товаров) ставки налога на прибыль и налога на имущество снижаются в зависимости от доли экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства за свободно конвертируемую валюту в общем объеме реализации:

-  при доле экспорта от 15 до 30 процентов - на 30 процентов;

-  при доле экспорта от 30 и более процентов - в 2 раза.

в)   Для микрофирм и малых предприятий ставка единого налогового платежа снижается:

-  на 30% при доле экспорта от 15 до 30% в общем объеме реализации;

-  в 2 раза при доле экспорта 30% и более.

Перечень налоговых льгот и преференций, предоставляемых
предприятиям-экспортерам (
II)

-  Не подлежит обложению акцизным налогом реализация подакцизных товаров на экспорт их производителями, за исключением отдельных видов подакцизных товаров, определяемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

-  До 1 января 2016 года освобождены от уплаты налога на имущество предприятия текстильной промышленности республики, реализующие 80 и более процентов объема своей продукции, в том числе полуфабрикаты (пряжу, ткани, трикотажное полотно и отходы хлопкопрядения) за свободно конвертируемую валюту;

-  Отменены экспортные таможенные пошлины на все виды товаров (работ, услуг) и лицензирование экспорта товаров (работ, услуг) за исключением специфических;

-  Утверждены новые ставки сборов за таможенное оформление, уплачиваемых при экспорте товаров, которые снижены в среднем не менее чем в 2 раза против действующих.

Акцизный налог

 В соответствии со статьей 235 Налогового кодекса перечень подакцизных товаров и ставки акцизного налога утверждаются решением Президента РУ. Ставки акцизного налога устанавливаются в процентах к стоимости товара (адвалорные) и (или) в абсолютной сумме на единицу измерения в натуральном выражении (фиксированные).

Для импортируемых подакцизных товаров, объектом исчисления акцизного налога является таможенная стоимость, определяемая в соответствии с таможенным законодательством. Акцизные налоги на импортируемые товары должны быть уплачены до или во время таможенного оформления.

Ставки и перечень товаров, подлежащих обложению акцизным налогом по импорту и внутреннему производству, утверждены Постановлением Президента Республики Узбекистан от 24 декабря 2010 г. №ПП-1449.

Налог на добавленную стоимость на экспорт

В соответствии со статьей 212 налогового кодекса РУ оборот по реализации товаров (за исключением хлопкового волокна и линта) на экспорт за иностранную валюту облагается налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке.

Акцизный налог на экспорт

 В соответствии со статьей 230 Налогового кодекса РУ Реализация подакцизных товаров на экспорт не облагается акцизным налогом, за исключением отдельных товаров, перечень которых определяется Кабинетом Министров РУ.

Транзит

 Перемещение товаров по территории РУ в режиме транзита осуществляется по любым путям и направлениям с разрешения таможенного органа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.

В соответствии со статьей 16 Закона РУ «О транзите особых грузов и воинских контингентов» таможенное оформление особых грузов при их транзите осуществляется в соответствии с законодательством таможенными органами при предъявлении грузовой таможенной декларации, разрешения на их транзит, сертификате о происхождении особых грузов и других документов, необходимых для таможенного оформления.

В соответствии с  Постановлением Кабинета Министров РУ от 15 мая 1998 г. №213 в РУ запрещен ввоз и транзит через ее территорию этилового спирта.

Транзит через таможенную территорию Республики Узбекистан этилового спирта, следующего на территории государств-членов ЕврАзЭС с территории третьих стран либо с территории государств-членов ЕврАзЭС на территории третьих стран, может осуществляться только железнодорожным транспортом.

В заключение раздела, хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что налоговая политика Узбекистана состоит из двух режимов: единый налоговый платеж и общий налоговый режим. Плательщиками единого налогового платежа являются микрофирмы и малые предприятия, а также предприятия торговли и общественного питания, юридические лица, в рамках осуществления деятельности по организации лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр. Остальные компании подпадают под общий налоговый режим. Некоторые налоги оплачиваются субъектами обоих налоговых режимов. Например, ставки единого налогового платежа составляют – 6%. К общему налоговому режиму относятся: налог на доход/прибыль (для всех юр.лиц за исключением указанных ниже) – 9%, коммерческие банки – 15%, юр. лица, получающие доходы от проведения аукционов, организации массовых зрелищных мероприятий путем привлечения юр. лиц и физ. лиц (включая нерезидентов) – 35%, налог на добавленную стоимость на производимую продукцию – 20%, налог на имущество юридических лиц – 3,5%. К налогам, уплачиваемые обоими режимами относятся: акцизный налог - от 5% и выше, налог за пользование недрами - от 3% до 30%, единый социальный платеж – 25%, налог на доход выплачиваемый в виде дивидендов и процентов резидентам Узбекистана – 10%.

В налоговом законодательстве РУ реализация подакцизных товаров на экспорт не облагается акцизным налогом, за исключением отдельных товаров, перечень которых определяется Кабинетом Министров РУ, также в законодательстве дается подробное описание перечня налоговых льгот и преференций, которые предоставляются предприятиям-экспортерам.

 

Система государственных закупок

Нормативно-правовая база по государственным закупкам

Гражданский кодекс Республики Узбекистан (Параграф 4 Государственный контракт на поставку товаров).

Гражданский кодекс не содержит определения закупок для нужд государства, но определяет понятие государственного контракта.

Постановления Кабинета Министров:

-  №307 от 03 июля 2003 г. «О мерах по совершенствованию системы конкурсных торгов в капитальном строительстве»;

-  №456 от 21 ноября 2000 г. «О мерах по совершенствованию организации тендерных торгов»;

-  №136 от 8 апреля 2000 г. «О закупках основных видов продуктов питания для государственных нужд в 2000 году» и прилагаемый «Порядок обеспечения учреждений социальной сферы, спецпотребителей и государственного резерва основными продуктами питания»;

- №454 от 26 сентября 1997 г. «Об организации поставок продовольственных товаров для государственных нужд на конкурсной основе» и прилагаемый «Порядок проведения тендеров на импорт продовольственных товаров для государственных нужд»;

- №397 от 14 августа 1997 г. «О совершенствовании системы закупок основных видов продовольствия для государственных нужд» и ряд других актов законодательства.

Процесс государственных закупок состоит из 4 элементов:

-  Планирование закупок

-  Организации закупок

-  Заключение и исполнение контрактов

-  Контроль

Планирование государственных закупок

Планирование государственных закупок осуществляется при процессе формирования бюджета на предстоящий период и Инвестиционной программы по направлениям деятельности, финансируемым полностью, либо частично за счет средств государства.

-  Формирование и представление в финансовые органы бюджетных заявок;

-  Утверждение государственного бюджета и доведение объемов бюджетных ассигнований до получателей бюджетных средств;

-  Регистрация смет расходов с группировкой по видам закупаемых товаров, работ и услуг без предоставления их номенклатуры.

Организация закупок

Закупочный процесс и выбор поставщика осуществляются государственным закупщиком самостоятельно:

-  Путем заключения прямых договоров;

-  На ярмарочных и биржевых торгах;

-  Посредством открытого и закрытого конкурсного торга (тендера).

Заключение и исполнение контрактов

Заключение контрактов

-  прямые договора – на условиях, определяемых по соглашению сторон.

-  ярмарочные и биржевые торги – согласно правилам ярмарочной и биржевой торговли (срок заключения контракта до 5 дней с даты проведения торгов)

-  конкурсные торги – в соответствии с актами законодательства, регулирующими отдельные виды и сферы закупок. Сроки заключения регламентированы не во всех документах. Согласно Гражданскому кодексу срок заключения договора не должен превышать 30 календарных дней.

Оценка своевременности и качества исполнения контракта осуществляется закупщиком самостоятельно.

-  оплата контракта производится после регистрации в органах Казначейства.

Контроль в сфере государственных закупок

Предварительный

-  Финансовые органы, в момент регистрации смет расходов;

-  Госкомархитектстрой, в момент экспертизы тендерной документации.

-  Министерство экономики, в момент отбора проектов для включения в инвестиционную программу.

Текущий

-  МВЭСИТ – в момент заключения импортных контрактов (экспертиза импортных контрактов).

-  Финансовые органы в момент финансирования расходов на закупки.

-  Казначейство в момент регистрации договоров (юридических и финансовых обязательств).

-  Госкомархитектстрой с момента организации конкурсных торгов и до момента ввода объектов в эксплуатацию.

Последующий

-  Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов

-  Прокуратура

-  Счетная палата

В целом система государственных закупок в стране характеризуется как важное направление, так как государственные закупки составляют порядка 10% от ВВП республики, в связи с чем, государство является крупнейшим заказчиком и потребителем товаров и услуг. Перераспределяя национальный доход через государственные закупки, государство стимулирует экономических агентов, которые произвели этот доход и играют на современном этапе роль локомотивов институционального развития в экономике.

 

Инвестиционная политика

Правовое регулирование иностранных инвестиций

Основой правового регулирования в области привлечения иностранных инвестиций в Узбекистан являются Закон «Об иностранных инвестициях», Закон «Об инвестиционной деятельности», Закон «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», а также ряд нормативно-правовых актов, принимаемых в форме решений Президента РУ и постановлений Правительства РУ.

В соответствии с действующим законодательством понятие прямых иностранных инвестиций включает в себя:

-     вложение иностранными инвесторами материальных и нематериальных благ и прав на них, в том числе права на интеллектуальную собственность;

-     любой доход от иностранных инвестиций, вкладываемых иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности.

-     Иностранные инвестиции на территории Республики Узбекистан могут быть осуществлены и различных формах. В частности:

-     долевое участие в уставных фондах и ином имуществе хозяйственных обществ и товариществ, банков, страховых организаций и других предприятий, созданных совместно с юридическими и (или) физическими лицами Республики Узбекистан;

-     создание и развитие хозяйственных обществ и товариществ, банков, страховых организаций и других предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;

-     приобретение имущества, акций и других ценных бумаг, включая долговые обязательства, эмитированные резидентами Республики Узбекистан;

-     вложение прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты, товарные знаки, полезные модели, промышленные образцы, фирменные наименования и ноу-хау, а также деловую репутацию (гудвилл);

-     приобретение концессий, включая концессии на разведку, разработку, добычу либо использование природных ресурсов;

-     приобретение права собственности на объекты торговли и сферы обслуживания, на жилые помещения вместе с земельными участками, на которых они размещены, а также права владения и пользования землей (в том числе на основе аренды) и природными ресурсами.

В Республике Узбекистан отсутствуют какие-либо ограничения относительно формы вложения инвестиций. Иностранные инвесторы могут создавать на территории республики предприятия в любой, допускаемой законодательством, организационно-правовой форме.

На сегодняшний день потенциальным иностранным инвесторам предлагаются самые разные формы вложения инвестиций:

-     создание совместного предприятия;

-     создание предприятия со 100 процентным иностранным капиталом;

-     приобретение части либо полного пакета акций приватизируемых предприятий.

-     Предприятиями с иностранными инвестициями признаются вновь создаваемые предприятия, отвечающие следующим условиям:

-     размер уставного фонда предприятия не менее суммы, эквивалентной 150 тыс. долларов США;

-     одним из участников предприятия является иностранное юридическое лицо;

-     доля иностранных инвестиций составляет не менее 30 процентов уставного фонда предприятия. 

Гарантии и меры защиты иностранных инвесторов

В РУ установлен режим, предусматривающий предоставление иностранным инвесторам условий не менее благоприятных, чем соответствующие условия для инвестиций, осуществляемых юридическими и физическими лицами Узбекистана. Государство гарантирует и защищает права иностранных инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории РУ. В случае если последующее законодательство РУ ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвесторам в течение 10 лет с момента инвестирования применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования.

Иностранный инвестор имеет право по своему усмотрению применять те положения нового законодательства, которые улучшают условия его инвестирования. Законодательством предусмотрен уведомительный порядок использования десятилетней гарантии. Так, при наступлении ухудшения условий инвестирования иностранный инвестор уведомляет соответствующий уполномоченный орган о применении гарантии.

Уполномоченными органами, которые уведомляются о применении иностранным инвестором гарантии, являются государственные организации, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц – Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел, Министерство внешнеэкономических связей, инвестиций и торговли, Государственный налоговый комитет РУ и обслуживающие банки.

Уведомление иностранного инвестора является основанием для применения уполномоченным органом в отношении иностранного инвестора законодательства, действовавшего на дату инвестирования. 




Услуги Консалтинг в области торговли Сопровождение инвесторов Налаживание деловых контактов   Ресурсы Обзор законодательства Мониторинг рынка Инструменты защиты рынка Все о ВТО   О компании Цели Задачи   Контакты            


© Все права защищены. 2017 ITC group
Яндекс.Метрика

Пожалуйста подождите...

Операция успешно завершена.



ОШИБКА!




Написать нам

Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время



Оставить сообщение

Перезвоните мне

Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время



Заказать звонок
Имя*:
Почта*:
Номер телефона:
Сообщение*:
Код*: