Заказать звонок     Написать нам Рус / Қаз / Eng

Украина


Таможенно-тарифное регулирование

Таможенный тариф Украины базируется на Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности (УКТ ВЭД) версии 2002 года, построенной на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров версии 2002 года и Комбинированной номенклатуры ЭС версии 2004 года.

Ставки Таможенного тарифа Украины являются едиными для всех субъектов внешнеэкономической деятельности, независимо от форм собственности, организации хозяйственной деятельности и территориального расположения, за исключением случаев, которые предусмотрены законами Украины и международными договорами.

Правовой основой внедрения таможенно-тарифного регулирования в Украине являются Закон Украины «О Едином таможенном тарифе» от 5 февраля 1992 года № 2097-XII, Закон Украины «О Таможенном тарифе Украины» от 5 апреля 2001 года № 2371-V в редакции Закона Украины «Про внесение изменений в Закон Украины «О Таможенном тарифе Украины» от 31 мая 2007 года № 1109-V, декрет Кабинета Министров Украины «О Едином таможенном тарифе Украины» от 11 февраля 1993 года № 4-93 и Таможенный кодекс Украины от 11 июля 2002 года № 92- IV.

Таможенный тариф утверждается Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров Украины.

В Украине применяются такие виды пошлины:

- адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости товаров и других предметов, которые облагаются пошлиной;

- специфические, начисляемые в установленном денежном размере на единицу товаров и других предметов, которые облагаются пошлиной;

- комбинированные, объединяющие оба этих вида таможенного обложения.

Таможенный тариф Украины определяет три вида ставок ввозной пошлины.

- к товарам и другим предметам, происходящим из государств, которые входят вместе с Украиной в таможенные союзы или образуют с ней специальные таможенные зоны в случае установления любого специального преференциального таможенного режима международным договором с участием Украины, применяются преференциальные ставки ввозной пошлины.

- к товарам и другим предметам, происходящим из стран или экономических союзов, которые пользуются в Украине режимом наибольшего благоприятствования, означающего, что иностранные субъекты хозяйственной деятельности этих стран или союзов имеют льготы относительно пошлин, за исключением случаев, когда указанные пошлины и льготы относительно них устанавливаются в рамках специального преференциального таможенного режима, применяются льготные ставки ввозной пошлины.

- к остальным товарам и другим предметам применяются полные ставки ввозной пошлины.

В последнее время таможенно-тарифная политика формируется с учетом обязательств, зафиксированных в приложениях к Протоколу относительно вступления Украины в ВТО. Украина вступила во Всемирную торговую организацию 16 мая 2008 года и стала 152-м членом ВТО. Однако вступление в ВТО не принесли желаемых результатов, в 2009 году ВВП Украины уменьшился на 15% (для сравнения: экономика Европы за это же время сократилась всего на 3-4%).

До вступления в ВТО на импортные машины действовала ввозная пошлина в размере 25%, после 2008 года она была снижена до 10%. Также для отдельных видов транспортных средств установленный переходной период до 2013 года с постепенным изменением ставки ввозной пошлины с 10% на момент вступления в 5% на конец переходного периода. Для транспортных средств, оснащенных электрическими двигателями, ставка ввозной пошлины снизилась с 10% до 8%. Открытие рынка в данном направлении привело к тому, что за пять лет производство автомобилей на Украине снизилось в шесть раз. Серьезно пострадал от открытия рынка также агропромышленный комплекс Украины, особенно продовольственная группа. Так, при вступлении в ВТО Украина снизила ввозную пошлину на сахар с 300 евро за тонну до 50% ввозной пошлины, и согласилась дать квоту на ввоз на Украину сахара-сырца из тростника объемом 260 тыс. тонн по льготной ставке в 2%. В итоге более 50 украинских заводов, производящих сахар, остановились. На рынке деревообработки также наблюдается спад, до вступления Украины в ВТО действовала импортная пошлина в 30-40% в зависимости от групп товаров, однако в 2008 году появилась нулевая пошлина на ввоз импортной мебели. За период 2008-2010 годы объем производства мебели в Украине сократился в три раза с 1,3 млрд. долл. США до 400 млн. долл. США. Падение объемов производства наблюдается также и в легкой промышленности. В 2010 году объемы производства основных видов товаров по сравнению с 2007 годом сократились на 40-45%, экспорт товаров упал на 28,4%, тогда как объемы импорта легкой промышленности за этот период выросли на 45,9%. Пошлины на импортное мясо стали ниже 10%, тогда как у других стран более высокие пошлины. Большие потери понесло свиноводство, в отличие от стран Евросоюза, защитные пошлины на импорт свинины на Украине оказались ниже в 5-8 раз. Негативные тенденции отмечаются также в винодельческой, молочной, пищевой и авиационной промышленности.

В целом, Украина установила 0% пошлины по 12 тыс. позициям, среди них: сталь, игрушки, дерево, цветные металлы, фармацевтические препараты, бумага, сельскохозяйственная техника, мебель, информационные технологии, научное, медицинское оборудование, строительная техника, дистиллированные спирты, гражданская авиация.

Среднеарифметическая ставка конечного связанного уровня составляет 11,16% для сельскохозяйственных продуктов и 4,85% для промышленных товаров.

В виду того, что Украина вступила в ВТО не на самых выгодных условиях (около 2,5 тыс. тарифных пошлин или 23,3% от общего количества тарифных линий остаются ниже связанных уровней), в середине 2012 года она инициировала пересмотр своих обязательств по таможенным пошлинам, которые она приняла в рамках своего присоединения к ВТО. Документ включает в себя таблицу с описанием более чем 370 тарифных линий (автомобили, грузовики, сельскохозяйственная техника, мясо, цветы, фрукты, овощи, стиральные машины), по которым Украина предлагает увеличить связанные тарифы.

В апреле 2013 года Украина уже ввела временную трехлетнюю специальную пошлину на импорт легковых автомобилей с объемом двигателя 1-1,5 литра (6,46%) и 1,5-2,2 литра (12,95%) при базовой ставке пошлины в 10% вне зависимости от страны происхождения и экспорта. Этот шаг вызвал протесты во многих странах, так, в 2012 году крупными экспортерами легковых автомобилей в Украину были такие страны - как Южная Корея (310,9 млн. долл. США), США (160,8 млн. долл. США), Китай (99,8 млн. долл. США), Таиланд (38,8 млн. долл. США) и Индия (15,9 млн. долл. США). На данный момент они готовят ответные меры против Украины. Например, Россия намерена обложить дополнительной пошлиной в EUR 0,1 за кгкондитерских изделий из сахара и их заменители, изготовленные из заменяющих сахар продуктов, содержащие какао (2 тыс. тонн), а также украинское терм полированное стекло и каменный уголь. Турция планирует ввести дополнительную пошлину на импорт из Украины грецких орехов в 23%.

В Украине от уплаты пошлин освобождаются:

а) транспортные средства, осуществляющие регулярные международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и иное имущество, необходимые для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенные за границей в связи с ликвидацией аварии (поломкой) данных транспортных средств;

б) предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, сырье для промышленной переработки, продовольствие и другое имущество, вывозимые за пределы таможенной территории Украины для обеспечения производственной деятельности украинских и арендованных (зафрахтованных) украинскими предприятиями и организациями судов, ведущих морской промысел, а также продукция их промысла, ввозимая на таможенную территорию Украины;

в) валюта Украины, иностранная валюта, ценные бумаги и банковские металлы;

г) товары и другие предметы, подлежащие обращению в собственность государства в случаях, предусмотренных Законами Украины;

д) товары и другие предметы, ставшие в результате повреждения до пропуска их через таможенную границу Украины непригодными для использования в качестве изделия или материалы;

е) предметы, ввозимые в Украину для официального и личного пользования или вывозимые за границу организациями и лицами, которые в соответствии с международными договорами Украины и Законами Украины пользуются правом беспошлинного ввоза в Украину и беспошлинного вывоза из Украины таких предметов;

ё) товары, происходящие с таможенной территории Украины (за исключением товаров по кодам согласно Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности 1701, 1702, 1703, 1704, 1806 и 2106 90 20 00, 2106 90 30 00, 2106 90 51 00, 2106 90 55 00, 2106 90 59 00, 2106 90 98 90; товаров, которые произведены на территориях, где внедрен таможенный режим специальной таможенной зоны; товаров, произведенных в таможенном режиме переработки на таможенной территории Украины из давальческого сырья иностранного заказчика) и ввозимые обратно на эту территорию в таможенном режиме реимпорта, а также товары иностранного происхождения, которые вывозятся обратно за пределы таможенной территории Украины в неизменном состоянии;

ж) товары и другие предметы, вновь ввозимые на таможенную территорию Украины и происхождением из другой территории, которые были оплачены пошлиной при первоначальном ввозе на таможенную территорию Украины и временно, в том числе с целью ремонта вывозились за ее пределы;

з) товары и другие предметы, которые снова вывозятся за пределы таможенной территории Украины и происходят с этой территории, которые были оплачены пошлиной при первоначальном вывозе за границы таможенной территории Украины и временно ввозились на эту территорию;

и) до 1 января 2007 года при ввозе на таможенную территорию Украины материалов, оборудования и комплектующего оборудования, которые используются для строительства морских и речных судов предприятиями судостроительной промышленности, определенными в соответствии со статьей 1 Закона Украины «О мерах по государственной поддержке судостроительной промышленности в Украине», если такие товары не производятся предприятиями на территории Украины или производятся, но не отвечают сертификационным требованиям международных классификационных обществ или требованиям заказчиков морских и речных судов, определенных условиями контрактов. Перечни и объемы этих товаров (кроме подакцизных) утверждаются Кабинетом Министров Украины в соответствии с контрактами, заключенными этими предприятиями до 1 марта 2005 года;

к) товары и другие материальные ценности, включая любые предметы, имущество, продукцию, оборудование, устройства, транспортные средства и другие вещи имущественного характера, предназначенные для выполнения соглашения о распределении продукции, а также продукция, добытая в исключительной (морской) экономической зоне Украины, которая ввозятся на таможенную территорию Украины при выполнении соглашения о распределении продукции, а также товары и другие материальные ценности (кроме имущества и материальных ценностей, стоимость которых была возмещена инвестору компенсационной продукцией и которые перешли в собственность государства) и добытая продукция, которая вывозятся инвестором из Украины в соответствии с Законом Украины «О соглашениях о распределении продукции» и соглашения о распределении продукции.

Утвержден дополнительный перечень операций, освобождаемых от уплаты пошлины при ввозе на таможенную территорию Украины:

- товары, которые не производятся в Украине (кроме товаров по кодам УКТВЭД 4707 90 10 00, 4707 90 90 00) и ввозятся для использования в производственной деятельности для изготовления книжной продукции в Украине;

- оборудование, которое работает на возобновляемых источниках энергии, энергосберегающее оборудование и материалы, средства измерения, контроля и управления расходом топливно-энергетических ресурсов, оборудование и материалы для производства альтернативного вида топлива.

Освобождению от уплаты пошлины подлежит оборудование, которое используется для собственного производства и если идентичные товары с аналогичными качественными показателями не производятся в Украине.

Режим, предоставляемый изучаемой страной Казахстану

В соответствии с соглашением между Правительством Республики Казахстан и Правительством Украины о свободной торговле (вступило в силу 19 октября 1998 года) Стороны не применяют таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентные действия на экспорт или импорт товаров, происходящих из таможенной территории одной из Сторон и предназначенных для таможенной территории другой Стороны.

В качестве исключения Республика Казахстан применяет пошлины при импорте из Азербайджанской Республики, Республики Узбекистан и Украины в рамках подписанных двусторонних протоколов об изъятиях. Перечни товаров, которые подлежат изъятию из режима свободной торговли при их импорте в Республику Казахстан, включают рис, алкогольные и безалкогольные напитки, а также табак и изделия из него.

В рамках подписанных двусторонних протоколов об изъятиях Украина применяет пошлины при импорте из Республики Казахстан, Республики Молдова и Российской Федерации, а также при экспорте в государства – участники СНГ по ограниченной номенклатуре товаров. Изъятия из режима свободной торговли применяются на основе двусторонних документов либо введены в одностороннем порядке.

Перечень товаров, которые подлежат изъятию из режима свободной торговли с Республикой Казахстан при импорте (или) экспорте, определен Протоколом об изъятиях из режима свободной торговли к Соглашению между Правительством Украины и Правительством Республики Казахстан о свободной торговле от 17 сентября 1994 года.

Законодательством Украины также установлена экспортная пошлина на товары, которые подпадают под действие законов Украины от 7 мая 1996 года № 180/96-ВР «О вывозной (экспортной) пошлине на живой скот и кожевенное сырье» (с изменениями и дополнениями), от 10 сентября 1999 года № 1033-XIV «О ставках вывозной (экспортной) пошлины на семена некоторых видов масличных культур» (с изменениями и дополнениями), от 24 октября 2002года № 216-IV «О вывозной (экспортной) пошлине на отходы и лом черных металлов (с изменениями и дополнениями), от 13 декабря 2006 года № 441-V «О ставках вывозной (экспортной) пошлины и лом легированных черных металлов, лом цветных металлов и полуфабрикатов с их использованием» (с изменениями и дополнениями), от 3 июня 2008 года № 309-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (пункт 9Заключительных положений (раздел II)). Динамика снижения ставок экспортных пошлин зафиксирована в обязательствах Украины, принятых при вступлении в ВТО.

В 18 октября 2011 году был подписан Договор о зоне свободной торговли (далее – ЗСТ СНГ) и вступил в силу 20 сентября 2012 года между Россией, Украиной, Белоруссией, Казахстаном, Арменией, Киргизией, Молдавией и Таджикистаном, на долю которых приходится свыше 90% взаимной торговли стран Содружества. 31 мая 2013 года подписан протокол о применении договора о зоне свободной торговли между его сторонами и Республикой Узбекистан.

Договор включает упрощение правовых основ торгово-экономических отношений между подписавшими его странами, замену целого ряда многосторонних и порядка 100 двусторонних документов, регламентирующих режим свободной торговли на пространстве содружества.

Договор регламентирует не вообще свободную торговлю, а именно зону свободной торговли. То есть, сначала ограничения снимаются примерно на треть взаимного товарного ассортимента стран - «подписантов», затем, на другие товары ограничения будут отменяться поэтапно.

Поэтапное снятие торговых барьеров направлено на то, чтобы какая-либо ввозимая продукция не «подавляла» своими ценами и объемами развитие ее производства в стране, ввозящей эту продукцию из других стран зоны свободной торговли.

В Договоре существенно сокращается количество изъятий из режима свободной торговли при импорте. Фактически это только три товара: спирт, сахар и табачные изделия - и пошлины на них сохраняются только до 1 января 2015 года.

Стороны договорились «заморозить» экспортные пошлины на существующем уровне и 6 месяцев после вступления Договора в силу приступить к переговорам по их поэтапной отмене.

Стороны согласились также не использовать технические, санитарные и фитосанитарные меры в качестве барьеров для торговли. Договор фиксирует отмену количественных ограничений во взаимной торговле государств участников СНГ в форме квот, лицензий или других мер, то есть нетарифные ограничения полностью отменяются.

Согласно статье 12 Договора, стороны руководствуются во взаимной торговле правилами и принципами соглашения ВТО о применении санитарных и фитосанитарных мер, а также международными договорами в соответствующих областях, участницами которых они являются.

По всем спорным вопросам применения Договора государства-участники проводят консультации для устранения возникших разногласий. В противном случае дела могут быть переданы в Экономический суд СНГ.

Договор закрепит право Казахстана применять экспортные пошлины на отдельные виды товаров, в числе которых нефтепродукты, лом черных и цветных металлов, семена рапса и подсолнечника, природный газ и прочие газы, а также ряд других.

В связи с необходимостью унификации изъятий с государствами – участниками Таможенного союза в рамках Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года будет действовать изъятие в отношении импорта украинского сахара.

 

Правила определения страны происхождения

В соответствии с Таможенным кодексом Украины от 13 марта 2012 года № 4495-VI (с изменениями и дополнениями по состоянию на 16.05.2013 г.) под страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными настоящим Кодексом. Для целей определения страны происхождения товара не учитывается происхождение энергии, машин и инструментов, используемых для его производства или переработки.

Положения настоящего Кодекса применяются для определения происхождения товаров, на которые при ввозе их на таможенную территорию Украины распространяется режим наибольшего благоприятствования (непреференциального происхождения), с целью применения к таким товарам предусмотренных законом мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Товары, полностью произведенные в данной стране считаются:

1) полезные ископаемые, добытые из недр этой страны, в ее территориальных водах или на ее морском дне;

2) продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;

3) живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

4) продукция, полученная от живых животных в этой стране;

5) продукция, полученная в результате охотничьего или рыболовного промысла в данной стране;

6) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны или судном, арендованных (зафрахтованных) данной страной;

7) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна этой страны исключительно из продукции, указанной в пункте 6 настоящей статьи;

8) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориальных вод этой страны, при условии, что эта страна имеет исключительное право на разработку этого морского дна или этих морских недр;

9) лом и отходы, полученные в результате производственных или иных операций по переработке в этой стране, а также изделия, бывшие в употреблении, собранные в этой стране и пригодные только для переработки в сырье (утилизации);

10) электроэнергия, произведенная в данной стране;

11) товары, произведенные в данной стране исключительно из продукции, указанной в пунктах 1 - 10 настоящей статьи.

Товары считаются достаточно переработанными в свободных таможенных зонах, если:

1) товары, которые декларируются, классифицируются в тарифной позиции иной, чем материалы или происходящих из третьих стран и были использованы для их изготовления;

2) в стоимости декларируемых товаров доля добавленной стоимости составляет не менее 50 процентов.

Критерии достаточной переработки товара

В случае если в производстве товара участвуют две или более стран, страной происхождения товара считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке, достаточные для того, чтобы товар получил основные характерные черты полностью изготовленного товара, отвечающие критериям достаточной переработки в соответствии с положениями настоящей статьи.

Критериями достаточной переработки являются:

1) выполнение производственных или технологических операций, по результатам которых изменяется классификационный код товара согласно УКТ ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков;

2) изменение стоимости товара в результате его переработки, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли в стоимости конечного товара (правило адвалорной доли);

3) выполнение производственных и/или технологических операций, в результате переработки товара не ведут к изменению его классификационного кода по ТН ВЭД или стоимости согласно правилу адвалорной доли, но с соблюдением определенных условий считаются достаточными для признания товара происхождением из той страны, где такие операции имели место.

Если относительно конкретного товара следующие критерии достаточной переработки, как правило, адвалорной доли и выполнения производственных и технологических операций, не установлено, то применяется правило, согласно которому товар считается подвергнутым достаточной переработке, если в результате его переработки изменен классификационный код товара согласно УКТ ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков.

В случае применения правила адвалорной доли стоимость товара, полученного в результате переработки в этой стране, определяется на базе цены франко-завод производителя товара. Стоимость составляющих этого товара, происходящих из других стран, определяется по их таможенной стоимости, а тех составляющих, происхождение которых не определено, - по установленной цене первой их продажи в этой стране.

Не отвечают критерию достаточной переработки:

1) операции, связанные с обеспечением сохранности товаров во время хранения или транспортировки;

2) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);

3) простые сборочные операции - операции, которые осуществляются путем сборки изделий с помощью простого крепежного материала (винтов, гаек, болтов и т.п.) или клепки, склеивания или монтажа готовых узлов с помощью сварки (за исключением изготовления сложных изделий путем сварки), а также другие операции (регулирование, контроль, заправка рабочей жидкостью и др.), необходимые в процессе сборки и не связанные с переработкой (обработкой) товаров, независимо от количества и сложности таких операций;

4) смешивание товаров, происходящих из разных стран, если характеристики конечной продукции существенно не отличаются от характеристик товаров, которые смешиваются;

5) забой животных;

6) комбинация двух или более вышеупомянутых операций.

Определение страны происхождения товара

1. Товары в разобранном или несобранном виде, поставляемые несколькими партиями, в случае если по производственным или транспортным условиям невозможна их отгрузка одной партией, а также в случаях, когда партия товара раздроблена на несколько партий в результате ошибки, должны рассматриваться по желанию декларанта или уполномоченного им лица как единый товар для целей определения страны происхождения товара.

2. Условием применения этого правила являются:

1) предварительное уведомление таможенного органа о дробление партии разобранного или несобранного товара на несколько партий с указанием причин такого дробления, наличие подробной спецификации каждой партии с указанием кодов товаров согласно УКТ ВЭД, стоимости и страны происхождения товаров, входящих в каждую партию;

2) документальное подтверждение ошибочности дробление одной партии товара на несколько партий;

3) поставка всех партий товаров из одной страны одним поставщиком;

4) таможенное оформление всех партий товаров в одном таможенном органе.

Особенности определения страны происхождения упаковки

Страна происхождения упаковки, в которой товар ввозится на таможенную территорию Украины, считается той же, что и страна происхождения самого товара, кроме случаев, когда законодательство Украины предусматривает ее отдельное декларирование для тарифных целей. В таких случаях страна происхождения упаковки определяется отдельно от страны происхождения товара.

Подтверждение страны происхождения товара

Документами, подтверждающими страну происхождения товара, является сертификат о происхождении товара, заверенная декларация о происхождении товара, декларация о происхождении товара, сертификат о региональном наименование товара.

Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товара и выданный компетентным органом данной страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основании сертификата, выданного компетентным органом в стране происхождения товара.

Для подтверждения страны происхождения товара таможенный орган в предусмотренных законом случаях имеет право требовать и получать документы о происхождении такого товара.В случае ввоза товара на таможенную территорию Украины документ, подтверждающий страну происхождения товара подается обязательно только в случае, если это необходимо для применения таможенно-тарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности, количественных ограничений (квот), других мер экономического или торгового характера, которые осуществляются в одностороннем порядке или в соответствии с двусторонних или многосторонних международных договоров, заключенных в соответствии с законом, или мероприятий, осуществляемых в соответствии с законом для обеспечения здоровья населения или общественного порядка, а также в случае, если у таможенного органа есть основания для подозрения в том, что товар происходит из страны, товары которой запрещены к перемещению через таможенную границу Украины согласно законодательству Украины.

В случае ввоза товара на таможенную территорию Украины сертификат о происхождении товара подается обязательно:

1) на товары, к которым применяются преференциальные ставки ввозной пошлины, установленные Таможенным тарифом Украины;

2) на товары, на ввоз которых в Украину применяются количественные ограничения (квоты) или меры, принятые органами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в пределах полномочий, определенных законами Украины «О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта», «О защите национального товаропроизводителя от субсидированного импорта», «О применении специальных мер относительно импорта в Украину», «О внешнеэкономической деятельности»;

3) если это предусмотрено законами Украины и международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Документы, подтверждающие страну происхождения товара, не требуются в случае, если:

1) товары, перемещаемые через таможенную границу Украины, не подлежат письменному декларированию в соответствии с настоящим Кодексом;

2) товары ввозятся и облагаются по единой ставке пошлины в соответствии с разделом XII Кодекса;

3) товары ввозятся на таможенную территорию Украины в режиме временного ввоза с условным полным освобождением от налогообложения;

4) товары перемещаются по территории Украины в режиме транзита;

5) это предусмотрено международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины;

6) через таможенную границу Украины перемещаются образцы флоры, фауны, почвы, камней и т.д. для научных исследований, отобранных на объектах Украины, которые расположены в полярных регионах или на островах в нейтральных водах Мирового океана, которые находятся в сфере научных интересов Украины.

Таможенный орган отказывает в выпуске товара, если этот товар происходит из страны, товары которой запрещены к перемещению через таможенную границу Украины согласно законодательству Украины. Товары, происхождение которых достоверно не установлено, выпускаются таможенным органом в свободное обращение на таможенной территории Украины при условии уплаты ввозной пошлины по полным ставкам Таможенного тарифа Украины. В случае невозможности достоверно установить страну происхождения товаров, в отношении которых применяются особые виды пошлин (антидемпинговые, компенсационные или специальное), такие товары выпускаются в свободное обращение на таможенной территории Украины при условии уплаты особых видов пошлин.

К товарам применяется (восстанавливается) режим наибольшего благоприятствования при условии получения таможенным органом не позднее чем через 365 дней со дня осуществления таможенного оформления этих товаров надлежащим образом оформленного соответствующего документа об их происхождении.

Правила определения страны происхождения товаров в СНГ

20 ноября 2009 года главами правительств государств – участников СНГ (за исключением Туркменистана и Республики Узбекистан) было подписано Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ. Верховная Рада Украины 6 июля 2011 года, ратифицировала соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ.

В соглашении указано, что Правила определения страны происхождения товаров действуют относительно товаров, которые происходят из государств – участников Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года и находятся в торговом обращении между этими государствами, к которым применяется торговый режим, предусмотренный Соглашением о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года.

Порядок определения страны происхождения товаров, которые ввозятся на таможенные территории государств – участников Соглашения из третьих стран и вывозятся в третьи страны из этих государств, регламентируется национальным законодательством государств – участников Соглашения и международными договорами.

В соответствии с Соглашением, страной происхождения товара считается государство – участник Соглашения, на территории которого товар был полностью произведен или подвержен достаточной обработке (переработке) в соответствии с этими Правилами. Товарами, полностью произведенными в государстве – участнике Соглашения, считаются: природные ресурсы; продукция растительного происхождения, выращенная и (или) собранная в этой стране; живые животные, которые родились и которые выращены в этой стране; продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных; продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовецкого промысла в этой стране; а также продукция, полученная на борту перерабатывающего судна этой страны; отходы и лом (вторичное сырье); продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, которые принадлежат этой стране или арендованных (зафрахтованных) ею.

Если в производстве конечного товара в одном из государств – участников Соглашения используются материалы, которые происходят из другой или других государств – участников Соглашения, которые подтверждены сертификатом (сертификатами) о происхождении товара формы СТ-1 и подвергаются поэтапной дальнейшей обработке (переработке) в другой или других государствах – участниках Соглашения, то страной происхождения такого товара считается страна, на территории которой он в последний раз был подвержен обработке (переработке).

При отсутствии сертификата (сертификатов) формы СТ-1 о происхождении материалов из других государств – участников Соглашения определения страны происхождения конечного товара осуществляется на основании критерия достаточной обработки (переработки).

При подписании и ратификации Соглашения были сделаны следующие оговорки:

Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Украина в целях поддержки отечественного производителя сохранили за собой право при определении страны происхождения белого сахара, вырабатываемого из сахара-сырца (товарная позиция 1701), применять только основной критерий достаточной обработки/переработки, который выражается в изменении кода товарной позиции на уровне любого из первых четырех знаков ТН ВЭД.

Кроме того, Украина в целях защиты своего рынка не будет применять приложение 1 к Правилам к позициям 8525 (мониторы жидкокристаллические), 8508 (пылесосы), 851650000 (печи микроволновые), 852190000 (DVD-проигрыватели), а также оставляет за собой право руководствоваться украинской товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Республика Армения оставляет за собой право применять такие же критерии в отношении указанных товаров, происходящих с территории Украины.

 

Меры нетарифного регулирования

Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности Украины реализуется путем установления лицензирования и квотирования в сфере внешней торговли и учета (регистрации) отдельных видов внешнеэкономических договоров (контрактов) на экспорт товаров и услуг.

В соответствии со статьей 16 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16 апреля 1991 года № 959-ХІІ Кабинет Министров Украины ежегодно утверждает перечни товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию, и объемы квот.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 29 декабря 2007 года № 1411 утверждены перечни товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию, и объемы квот в 2008 году, в частности:

– установлены квоты на экспорт золота, серебра и их отходов;

– лицензируется импорт средств защиты растений и регуляторов их роста, почтовых марок, гербовой бумаги, сульфата меди, сахара и сахарных сиропов;

– лицензируется экспорт и импорт красок печатных с защитными свойствами, бумаги немелованной с водяными знаками, оптического поликарбоната и оборудования для производства дисков для лазерных систем считывания, озоноразрушающих веществ и продукции, которая их содержит;

– лицензируется экспорт продуктов (полуфабрикатов) из цветных металлов и их сплавов, а также изделий с использованием таких металлов, нефти сырой и газа природного в газообразном состоянии украинского происхождения;

– установлена тарифная квота на импорт сельскохозяйственных товаров из Республики Македония в соответствии с положениями Соглашения о свободной торговле между Украиной и Республикой Македония от 19 мая 2005 года.

На сегодня Министерством экономики Украины проводится работа относительно подготовки проекта постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении перечней товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию и объемов квот в 2009 году».

Кроме этого, постановлениями Кабинета Министров Украины от 19 сентября 2007 года № 1139 «О регулировании поставок прутьев для армирования железобетонных конструкций происхождением из Украины на таможенную территорию Российской Федерации до 31 декабря 2010 года» и от 25 июля 2007 года № 968 «О регулировании поставок плоского холоднокатаного проката на таможенную территорию Российской Федерации до 30 июня 2010 года», принятыми во исполнение соответствующих соглашений между Министерством экономики Украины и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, установлены квоты на экспорт отдельных видов товаров в Российскую Федерацию.

Запреты экспорта

В соответствии со статьей 17 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» в Украине запрещается:

– экспорт с территории Украины предметов, составляющих национальное, историческое, археологическое или культурное достояние украинского народа, которое определяется согласно законам Украины;

– экспорт природных ресурсов, которые исчерпываются, если ограничения также применяются к внутреннему потреблению или производству;

– экспорт и импорт товаров, которые осуществляются с нарушением прав интеллектуальной собственности;

– экспорт с территории Украины товаров в пределах выполнения решений Совета Безопасности Организации Объединенных Наций о применении ограничений или эмбарго на поставки товаров в соответствующее государство.

Введение запрета экспорта или импорта на других основаниях возможно лишь, если это разрешено международными договорами, участником которых является Украина.

Перечень товаров, экспорт (импорт) которых через территорию Украины запрещается, определяется исключительно законами Украины.

Экспортные пошлины

На сегодня экспортные пошлины в Украине установлены:

– на семена некоторых видов масличных культур (Закон Украины от 10 сентября 1999 года № 1033-XIV «О ставках вывозной (экспортной) пошлины на семена некоторых видов масличных культур»);

– живой скот и кожаное сырье (Закон Украины от 7 мая 1996 года № 180/96-ВР «О вывозной (экспортной) пошлине на живой скот и кожаное сырье»);

– лом легированных черных металлов, лом цветных металлов и полуфабрикаты с их использованием (Закон Украины от 13 декабря 2006 года № 441-V «О ставках вывозной (экспортной) пошлины на лом легированных черных металлов, лом цветных металлов и полуфабрикаты с их использованием»);

– отходы и лом черных металлов (Закон Украины от 24 октября 2002 года № 216-IV  «О вывозной (экспортной) пошлине на отходы и лом черных металлов»);

– газ, природный газ в газообразном и в сжиженном состоянии, сжиженный газ (кроме природного) (Закон Украины от 3 июня 2008 года № 309-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины»).

Лицензирование экспорта

Лицензированию подлежит деятельность по экспорту:

– наркотических, психотропных веществ и прекурсоров;

– дисков для лазерных систем считывания и оборудования для производства дисков для лазерных систем считывания, а также поликарбоната для производства оптических устройств для сохранения информации;

– криптографических систем и средств криптографической защиты, а также голографических защитных элементов.

Товары, которые подлежат лицензированию экспорта, включают:

– драгоценные металлы;

– определенные виды металлопроката из углеродной стали, горячий прокат без электролитического или другого металлического покрытия, не в валках, шириной более 150 мм, которые поставляются в США;

– некоторые виды металлопроката, в сплавах и чистого, и некоторые виды длинных стальных продуктов, которые поставляются в страны ЕС;

– нефть и природный газ украинского происхождения;

– оптические поликарбонаты для производства дисков для лазерных систем считывания, оборудование для производства дисков для лазерных систем считывания;

– товары, которые могут содержать озоноразрушающие вещества и ввозятся в аэрозольной таре;

– товары, которые могут содержать озоноразрушающие вещества;

– озоноразрушающие вещества.

Для некоторых из этих товаров и продукции от экспортера также требуется получение предварительного разрешения от соответствующего государственного органа. Кроме того, в зависимости от потребностей в ломе черных металлов Кабинет Министров Украины может устанавливать ограничения на его экспорт. Драгоценные металлы также попадают под экспортное лицензирование.

Таблица. Лицензирование и квотирование экспорта и импорта

1.

2204, 2205, 2206, 2208

Алкогольные напитки

Лицензирование экспорта и импорта

Закон Украины от 19 декабря 1995 года «О государственном регулировании производства и торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями»

2.

2207

Спирт этиловый, коньячный и плодовый

3.

2402, 2403

Табачные изделия

4.

 

Золото, серебро и их отходы

Лицензирование и квотирование экспорта и импорта

Постановление Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2008 года № 1123 «Об утверждении перечней товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию, и объемов квот в 2009 году»

5.

 

Плоский холоднокатаный прокат

Лицензирование и квотирование экспорта

Постановление Кабинета Министров Украины от 25 июня 2007 года № 968 «О регулировании поставок плоского холоднокатаного проката на таможенную территорию Российской Федерации до 30 июня 2010 года»

 

 

Прутья для армирования железобетонных конструкций

Постановление Кабинета Министров Украины от 19 сентября 2007 года № 1139 «О регулировании поставок прутьев для армирования железобетонных конструкций происхождением с Украины на таможенную территорию РФ до 31 декабря 2010 года»

 

 

Трубы стальные бесшовные обсадные и насосно-компрессорные

Лицензирование и квотирование импорта с 1 октября 2008 года

Решение Межведомственной комиссии по международной торговле Украины от 23 июля 2008 года.

6.

0203,
0207,
0209 00

Свинина свежая, охлажденная или мороженая
Мясо и пищевые субпродукты домашней птицы
Сало без постных частей, свиной жир и жир домашней птицы
Готовые пищевые продукты с содержанием какао
Сахарные сиропы
Гербициды, инсектициды и т.п.

Лицензирование импорта

Постановление Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2008 года № 1123 «Об утверждении перечней товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию, и объемов квот в 2009 году» (приложение 9)

7.

 

Наркотические, психотропные вещества и прекурсоры

Лицензирование экспорта

8.

 

Диски для лазерных систем считывания, оптические поликарбонаты и оборудование для их производства

Лицензирование экспорта

9.

 

Криптографические системы и средства криптографической защиты, голографические защитные элементы

Лицензирование экспорта

10.

 

Нефть и природный газ украинского происхождения

Лицензирование экспорта

11.

 

Драгоценные металлы

Лицензирование экспорта

12.

 

Озоноразрушающие вещества и товары, которые могут их содержать

Лицензирование экспорта

 

Тарифные квоты

С даты вступления в ВТО, Украина распределяет тарифную квоту на тростниковый сахар-сырец только в соответствии с Соглашением ВТО. Украина не будет реализовывать тарифные квоты на любые товары через аукционы. Через три года после вступления в ВТО Украина будет предоставлять тарифную квоту на ввоз тростникового сахара-сырца в порядке поступления заявок.

Количественные ограничения на импорт, лицензирование импорта

С даты вступления в ВТО Украина отменит и не будет внедрять, повторно внедрять или применять количественные ограничения на импорт или другие нетарифные мероприятия, такие как лицензирование, квотирование, запрета, разрешения, требования предыдущего санкционирования, требования лицензирования и другие ограничения с подобным эффектом, которые не могут быть обосновано согласно положениям соответствующего Соглашения ВТО.

Украина будет осуществлять свои процедуры лицензирования импорта согласно соответствующему Соглашению ВТО.

Технические барьеры в торговле

С даты вступления в ВТО Украина выполняет требования Соглашения о технических барьерах в торговле. Украина будет предоставлять приоритет использованию международных (над региональными и национальными стандартами других стран) стандартов, указаний и рекомендаций, как основы для собственных стандартов, технических регламентов и соответствующих процедур оценки соответствия.

Все национальные и региональные стандарты будут добровольными, за исключением тех, на которые есть ссылка или о которых идет речь в технических регламентах, разработанных для защиты интересов национальной безопасности, предотвращения мошеннических действий, защиты здоровья и жизни людей, животных или растений и защиты окружающей среды.

Санитарные и фитосанитарные меры

Украина выполняет требования Соглашения о санитарных и фитосанитарных мерах.

 

Защитные, антидемпинговые и компенсационные меры

Указанные меры вводятся в соответствии с законами Украины «О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта» от 22 декабря 1998 года № 330/97-ХIV, «О защите национального товаропроизводителя от субсидированного импорта» от 22 декабря 1998 года № 331/97-ХIV, «О применении специальных мер в отношении импорта в Украину» от 22 декабря 1998 года № 332/97-ХIV.

 

Налоговое регулирование

С 1 января 2011 года вступил в действие Налоговый кодекс Украины (в дальнейшем «НК»).Налоговое законодательство Украины состоит из:

-     Конституции Украины;

-     Налогового Кодекса;

-     Таможенного кодекса Украины и других законов по вопросам таможенного дела;

-     международных договоров, которыми регулируются вопросы налогообложения;

-     нормативно-правовых актов, принятых на основании и для исполнения Налогового Кодекса и законов по вопросам таможенного дела;

-     решений Верховного Совета Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления по вопросам местных налогов и сборов, принятых по правилам, установленным Налоговым Кодексом.

В Украине устанавливаются общегосударственные и местные налоги и сборы. К общегосударственным налогам относятся:

- налог на прибыль предприятий;

- налог на доходы физических лиц;

- налог на добавленную стоимость;

- акцизный налог;

- сбор за первую регистрацию транспортного средства;

- экологический налог;

- рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам, транзитную транспортировку трубопроводами природного газа и аммиака по территории Украины;

- рентная плата за нефть, природный газ и газовый конденсат, добываемые в Украине;

- плата за пользование недрами;

- плата за землю;

- сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины;

- сбор за специальное использование воды;

- сбор за специальное использование лесных ресурсов;

- фиксированный сельскохозяйственный налог;

- сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства;

- пошлина;

- сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками;

- сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности.

К местным налогам относятся:

- налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка;

- единый налог.

К местным сборам относятся:

- сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности;

- сбор за места для парковки транспортных средств;

- туристический сбор.

Налог на прибыль предприятий

Раздел III НК Украины «Налог на прибыль предприятий» регламентирует вопросы, связанные с налогообложением прибыли предприятий в Украине. Согласно п.10 раздела XIX НК Украины «Окончательные и переходные положения», планируется поэтапное снижение ставки налога на прибыль до 16 %:

- 2011 год - 23%,

- 2012 - 21%;

- 2013 - 19%;

- 2014 - 16%.

Особый порядок налогообложения прибыли устанавливается для сельскохозяйственных предприятий, страховых компаний, неприбыльных учреждений и организаций.

Предприятия, прибыль которых получена в связи с использованием энергоэффективных технологий, освобождаются от налогообложения 80 процентов прибыли, полученной от продажи на таможенной территории Украины товаров собственного производства по перечню, установленному Кабинетом Министров Украины и от налогообложения 50 процентов прибыли, полученной от осуществления энергоэффективных мер и реализации энергоэффективных проектов предприятий, включенных в ЕГРПОУ, которые осуществляют разработку, внедрение и использование энергоэффективных мер и энергоэффективных проектов.

Налог на доходы физических лиц

Раздел IV НК Украины «Налог на доходы физических лиц» регулирует налогообложение доходов физических лиц (НДФЛ). Общая ставка НДФЛ составит 15 %для лиц с ежемесячным доходом до 10 минимальных заработных плат и 17 % для лиц с ежемесячным доходом свыше 10 минимальных заработных плат.

Налог на добавленную стоимость

НК Украины предусмотрено снижение ставки НДС с 20% до 17 % (с 1 января 2014 года), освобождение от уплаты НДС значительного числа субъектов хозяйствования (в том числе производителей легкой промышленности, авиастроителей и т.п.) и возмещение НДС за счет средств государственного бюджета.

Акцизный сбор

Раздел VI НК Украины регламентирует вопросы уплаты налогоплательщиками акцизного налога, плательщиками которого являются производители подакцизных товаров на таможенной территории Украины. К подакцизным товарам относятся спирт этиловый и иные спиртовые дистилляты, алкогольные напитки, пиво, табачные изделия, табак и промышленные заменители табака, нефтепродукты, скрапленный газ, автомобили легковые, кузова к ним, прицепы, полуприцепы, мотоциклы. Для налогообложения подакцизных товаров применяются адвалорные, специфические ставки налога.

Порядок налогообложения инвестора во время выполнения соглашения о распределении продукции

Раздел XVIII НК Украины регламентирует особенности налогообложения налогоплательщиков в условиях действия соглашения о распределении продукции, которым устанавливается порядок налогообложения инвестора во время выполнения соглашения о распределении продукции, особенности уплаты налога на прибыль, НДС, особенности взимания платы за недропользование для добычи полезных ископаемых, особенности осуществления контроля за выполнением соглашения о распределении продукции и закрепляет определенные гарантии в случае внесения изменений в налоговое законодательство.

Единый социальный взнос (ЕСВ)

С 1 января 2011 года вместо платежей в четыре государственных социальных фонда вводится единый социальный взнос (ЕСВ). Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (№ 2464-VI от 08 июля 2010 г.).

В обязательном порядке предприниматели должны платить ЕСВ по ставке 34,7%. Для предпринимателя, работающего на едином налоге, сумма ЕСВ не может быть ниже минимального страхового взноса во всех месяцах, за которые уплачен единый налог. При этом минимальный страховой взнос равен минимальной заработной плате, умноженной на соответствующую ставку ЕСВ.

Единый налог

С 01.01.2012 года упрощенная система налогообложения (единый налог) в Украине существенно меняется. Новые правила устанавливаются Главой 1 Раздела ХІV Налогового Кодекса Украины (НКУ). Соответствующие изменения предусмотрены Законом Украины № 4014-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности» (бывший проект Закона от 16.05.2011 г. № 8521).

В 2013 году по рейтингу Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса-2013» (Doing Business)Украина переместилась с 152 на 137 место, поднявшись на 15 позиций. В позиции налогообложения страна по сравнению с прошлым годом повысила качество на 18 пункта и зафиксировалась на уровне 165. Из раздела налогообложения: по выплатам Украина на 28, по времени на 491, налог на прибыль (% прибыли) занимает - 11,6, налог и выплаты на зарплату (% прибыли) - 43,1, другие налоги (% прибыли) - 0,7, общая налоговая ставка (% прибыли) - 55,4.

На 19 позиций улучшился рейтинг позиции Украины относительно регистрации собственности – 149 место. Наиболее значительное улучшение было достигнуто по позиции «регистрация предприятий», тут Украина поднялась с 116-й позиции на 50-ю.

При этом Украина остается на 183 месте в мире по показателю строительства: застройщику необходимо пройти 20 процедур, которые требуют в среднем 375 дней. Низкие показатели Украины также в субрейтинге доступа к энергоснабжению (166 место), процедуре банкротства (157 место), межграничной торговле (145 место) и защите инвесторов (117 место).

 

Регулирование сектора государственных закупок

Государственные закупки в Украине регулируются Законом Украины
«Об осуществлении государственных закупок» №2289-
VI, принятым 1 июня 2010 года и  введенным в действие 30 июля 2010 года.08.07.2011  № 3681-VI принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам государственных закупок» (введен в действие с 02.10.2011 года).

Данный Закон применяется ко всем заказчиков и закупок товаров, работ и услуг, полностью или частично осуществляются за счет государственных средств, при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 100 000 гривен (12400,00 долл. США), а работ - 300 000 гривен (37200,00 долл. США).

Закон применяется к государственным предприятиям, в случае если предприятия отвечают хотя бы одному из следующих признаков:

1) предприятие пользуется налоговой льготой, предусмотренной налоговым, таможенным законодательством Украины, - в течение пользования такой льготой;

2) предприятие согласно закону освобождены от обязанности платить задолженность перед бюджетами,

-за единым взносом на общеобязательное государственное социальное страхование,

- по обязательствам перед фондами общеобязательного государственного социального страхования - в ​​течение календарного года с даты такого освобождения;

3) получает прямую или косвенную бюджетную поддержку, в том числе в виде компенсации части затрат или возмещение процентов по кредитам, - в течение календарного года с даты получения бюджетной поддержки.

          Для природных монополий закупки проводятся в соответствии с отдельными законами (ст. 2).

Таблица. Уровень соответствия установленным параметрам: законодательство, практика и устойчивость государственных закупок по странам

Страна

«Законы на бумаге»

Применения законов на практике

Всего

Устойчивость

Албания

83

81

82

51

Армения

73

80

76

47

Азербайджан

51

0

0

0

Беларусь

73

62

67

10

Босния и Герцеговина

67

72

70

13

Болгария

77

83

80

80

Хорватия

75

80

78

32

Эстония

71

76

74

11

Македония

63

84

76

41

Грузия

84

78

81

48

Венгрия

91

78

81

33

Казахстан

69

0

0

0

КыргызскаяРеспублика

64

73

70

30

Латвия

77

80

78

30

Литва

79

79

79

38

Молдова

71

55

62

14

Монголия

71

0

0

0

Черногория

85

79

82

27

Польша

69

88

79

22

Румыния

71

72

72

38

Россия

73

79

76

37

Сербия

71

67

70

27

СловацкаяРеспублика

73

77

74

35

Словения

75

81

79

0

Таджикистан

61

80

72

56

Турция

81

86

83

55

Туркменистан

26

0

0

0

Украина

59

73

67

22

Узбекистан

49

70

60

71

Источник: Европейский банк реконструкции и развития 2010 г.

Действие настоящего Закона не распространяется на случаи, если предметом закупки являются:

- товары и услуги, связанные с разработкой дизайна, изготовлением защищенной бумаги, банкнот и монет, их хранением, транспортировкой и учетом;

- услуги, закупка которых осуществляется государственными банками и банками, в капитализации которых приняло участие государство, исключительно для проведения ими банковских операций в соответствии с Законом Украины "О банках и банковской деятельности";

- товары, работы и услуги, закупка которых осуществляется заказчиками, расположенными за пределами Украины;

- товары, работы и услуги, закупка которых составляет государственную тайну в соответствии с Законом Украины "О государственной тайне";

- услуги, необходимые для осуществления государственных займов, обслуживания и погашения государственного долга.

- товары, работы и услуги, закупка которых осуществляется для подготовки и проведения выборов и референдумов в Украине.

- электрическая энергия, ее поставка, передача и распределение;

- природный и нефтяной газ и услуги по его транспортировке, распределению и снабжению;

- тепловая энергия, ее поставка и транспортировка;

- услуги по централизованному отоплению, водоснабжению и водоотведению.

Отдельными законами Украины определяются особенности осуществления закупки таких товаров, работ и услуг:

- защищенные краски, бумаги и другие материалы, используемые для изготовления бланков ценных бумаг, документов строгой отчетности (учета) согласно схеме их защиты;

- услуги по перевозке железнодорожным транспортом;

- услуги почтовой связи, почтовые марки и маркированные конверты;

- телекоммуникационные услуги, в том числе по ретрансляции радио-и телесигналов (за исключением услуг мобильной связи и услуг Интернет-провайдеров);

- ядерное топливо, облученные тепловыделяющие элементы для ядерных реакторов;

- услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по трубопроводам, других веществ трубопроводным транспортом;

- нефть или нефтепродукты сырые;

- услуги по подготовке кадров высшими учебными заведениями I-IV уровней аккредитации по государственному заказу.

Запрещается заключение договоров, предусматривающих расходование государственных средств, и / или оплата заказчиком товаров, работ и услуг к / без проведения процедур, определенных Законом.

Проведение государственных закупок в Украине регулируется Постановлением Кабинета министров от 17 октября 2008 р. №921.

В практике украинских государственных закупок возможно проведение тендерных процедур несколькими способами:

- открытые торги;

В случае открытых торгов в тендере могут принять все заинтересованные физические и юридические лица, тендерные предложения которых соответствуют требованиям тендерной документации.

- торги с ограниченным участием;

В данном случае в тендере могут принимать участие только те участники, которые приглашены заказчиком принять участие в процедуре закупки. Данный механизм государственных закупок применяется в случае, когда товары, работы или услуги в силу их сложного или специализированного характера могут быть предложены ограниченным количеством участников.

- двухэтапные торги.

Данный вид торгов применяется в случае, если заказчик не может составить конкретный перечень товаров (работ) или определить вид услуг, а также, если для принятия оптимального решения про закупку необходимо провести предварительные переговоры с участниками. Кроме того, процедура двухступенчатых торгов применяется в случае сговора участников, при выполнении некоторых видов строительных и научных работ.

 На первом этапе всем участникам предлагается подать предварительные тендерные предложения без указания цены. Тендерная документация должна предусматривать только предложения относительно технических, качественных и других характеристик предмета закупки, условия поставки, подтверждение профессиональной и технической компетентности участников и их соответствия квалификационным условиям.

 Заказчик проводит переговоры с участниками, по результатам которых заказчик имеет право внести изменения в тендерную документацию относительно технических условий и требований к качеству предмета закупки или предложить новые характеристики и критерии оценки предложений с уведомлением всех участников во время предоставления им приглашений к участию во втором этапе торгов.

 На втором этапе заказчик предлагает участникам, предварительные тендерные предложения которых не были отклонены на первом этапе, подать окончательные тендерные предложения с указанием цены. После этого, участники, тендерные предложения которых не были отклонены на первом этапе, для участия во втором этапе торгов предоставляют «Вісникдержавнихзакупівель» и дублируется на официальном сайте государственных закупок Министерства экономики Украины https://tender.me.gov.ua. Заказчик не имеет право проводить торги до размещения информации на указанных ресурсах, кроме случаев проведения торгов с ограниченным участием, запросом ценовых предложений (котировок) и закупки у одного участника. Кроме того, существуют ряд платных сайтов тендеров, предоставляющих подобную информацию (www.ua-tedners.com, www.tendery.ua).

 В случае возможности принятия участия в тендере иностранными участниками, объявление о запланированных торгах размещается на английском языке в международном издании «Бюллетень тендеров Украины». Объявление о проводимых тендерах публикуется в международном издании в случае, если ожидаемая стоимость предмета закупки превышает сумму, эквивалентную:

-     для товаров - 200 тыс. евро;

-     для услуг - 300 тыс. евро;

-     для работ - 500 тыс. евро.

Хотелось бы отметить, что в украинском тендерном законодательстве: закупка товаров, работ и услуг осуществляется у отечественных производителей или их представителей, дилеров и дистрибьюторов. У иностранных участников или их представителей закупка осуществляется в случае, если товары, работы или услуги не производятся на территории Украины.

Ведущими госзаказчиками в Украине являются крупнейшие государственные монополи, такие как НАК «Нафтогаз», ДП «Укртрансгаз», НАК «Энергоатом», НЭК «Укрэнерго», ГП «Укрзализниця», ГСАДУ «Укравтодор», ОАО «Укртелеком» и пр., а также органы исполнительной власти (Министерство обороны Украины, Министерство здравоохранения, Министерство образования и науки, муниципальные органы и пр.). Наибольший объем рынка закупок для государственных нужд занимают тендеры на строительство и ремонт, а также тендеры на поставку промышленного оборудования и различных комплектующих для предприятий.

 

Инвестиционная политика

Правовой основой инвестиционной деятельности в Украине является Закон Украины от 18.02.1991 г. № 1560-XII«Об инвестиционной деятельности», которым определены общеправовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории Украины.

На территории Украины к иностранным инвесторам применяется национальный режим инвестиционной деятельности, то есть, предоставлены равные условия деятельности с отечественными инвесторами. Иностранные инвестиции в Украине не подлежат национализации.

В случае прекращения инвестиционной деятельности иностранному инвестору гарантируется возврат его инвестиций в натуральной форме или в валюте инвестирования без уплаты пошлины, а также доходов от инвестиций в денежной или товарной форме. Государство также гарантирует беспрепятственный и немедленный перевод за границу прибыли и других средств в иностранной валюте, полученных на законных основаниях вследствие осуществления иностранного инвестирования.

Для повышения защиты иностранных инвесторов Законом Украины от 16.032000 № 1547 ратифицирована Вашингтонская Конвенция 1965 года про порядок разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными гражданами.

 

6 сентября 2012 года Верховный Совет Украины принял три законодательных акта, которые вводят значительные льготы для компаний в «приоритетных отраслях экономики». Указанными законами являются Закон Украины «О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных сферах экономики с целью создания новых рабочих мест» (Инвестиционный закон), Закон Украины «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины» (Таможенный закон), Закон Украины «О внесении изменений в раздел ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно особенностей налогообложения субъектов хозяйствования, реализующих инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики» (Налоговый закон) (далее вместе – Законы). Законы вступают в силу с 1 января 2013 года.

Согласно документу «О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных сферах экономики с целью создания новых рабочих мест», приоритетными отраслями экономики являются отрасли, направленные на обеспечение потребностей общества в высокотехнологической конкурентоспособной экологически чистой продукции, высококачественных услугах, которые реализуют государственную политику по развитию        производственного и экспортного потенциала, создание новых рабочих мест. Их перечень определяется Кабинетом Министров.

Компания имеет право на применение предусмотренных законодательством льгот, если она соответствует таким требованиям:

-     Инвестиционный проект компании был утвержден Кабинетом Министров Украины;

-     Размер инвестиций более чем 3 000 000 евро (для субъектов среднего и малого предпринимательства, которые желают применять льготы, этот размер составляет 1 000 000 и 500 000 евро соответственно);

-     Количество созданных рабочих мест (которые непосредственно вовлечены в производственные процессы) превышает 150 (50 и 25 для субъектов среднего и малого предпринимательства соответственно); и

-     Средняя заработная плата работников не менее чем в 2,5 раза превышает размер минимальной заработной платы (что на данный момент составляет 2 835 гривен в месяц).

Перед представлением на рассмотрение в Кабинет Министров Украины, инвестиционный проект должен быть утвержден специальным уполномоченным органом при Кабинете Министров Украины или уполномоченным местным органом государственной власти.

Общие льготы в налогообложении

Налоговый закон вводит следующие налоговые льготы для утвержденных инвестиционных проектов компаний в приоритетных отраслях экономики:

-          Более низкие налоговые ставки и освобождение от уплаты налога. Прибыль, полученная от реализации утвержденного инвестиционного проекта, подлежит налогообложению по таким ставкам: 0% с 1 января 2013 года по 31 декабря 2017 года; 8% с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года. С 1 января 2023 года прибыль, полученная от реализации утвержденных инвестиционных проектов, будет облагаться налогом по общей ставке налога на прибыль (которая с 1 января 2014 года будет составлять 16%); и

-          Ускоренная амортизация. К недвижимости и капитальным расходам на улучшение земель, которые используются в инвестиционном проекте, может быть применена амортизация методом ускоренного уменьшения остаточной стоимости (который по общему правилу применяется только для амортизации машин и оборудования).

Однако указанные льготы предоставляются с учетом следующих ограничений:

- Льготы применяются только к утвержденным инвестиционным проектам. Компания должна вести отдельный финансовый и налоговый учет результатов деятельности в пределах инвестиционного проекта. Любая другая деятельность не может подпадать под действие указанных льгот;

- Сумма налоговых льгот, предоставленных компании, не может превышать объем инвестиций, фактически осуществленных таким субъектом хозяйствования. Когда сумма предоставленных льгот достигает объема инвестиций, применение льгот прекращается; и

- Суммы средств, которые не были уплачены в бюджет, должны быть использованы на определенные цели: реинвестирование в проект с целью расширения производства, внедрение энергосберегающих технологий, и др.

Льготы относительно импортных пошлин

В соответствии с Таможенным законом импорт оборудования и комплектующих для него с целью реализации утвержденных инвестиционных проектов освобождается от обложения ввозной пошлиной при условии, если такое оборудование и комплектующие:

-     не производятся в Украине;

-     являются новыми (не были в использовании);

-     не являются подакцизными товарами в Украине; и

-     были произведены не ранее трех лет до момента государственной регистрации инвестиционного проекта.

Описание товаров, необходимых для импорта, должно быть предоставлено вместе с представлением на утверждение инвестиционного проекта.

Кроме того, если оборудование освобождается от обложения ввозной пошлиной, компания имеет право отстрочить оплату налога на добавленную стоимость на это оборудование путем выдачи налогового векселя с двухмесячным сроком погашения. Налоговый вексель должен быть погашен наличными в государственный бюджет, и сумма такого НДС, уплаченного при погашении векселя, подлежит включению в налоговый кредит в месяце, в котором было проведено погашение векселя. Налоговые векселя по НДС будут полезными для тех компаний, которые начнут осуществлять поставки, являющиеся объектом налогообложения НДС, в течение двух месяцев со даты импорта оборудования. Позитивный эффект от налоговых векселей по НДС не будет настолько значительным, если поставки, которые являются объектом обложения НДС, не начнутся на протяжении двух месяцев.

Изменениями в Налоговый кодекс относительно особенностей налогообложения субъектов хозяйствования, реализующих инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики предусмотрено, что прибыль, полученная от реализации инвестиционных проектов субъектами хозяйствования, которые реализуют инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики, облагается налогом по ставке:

- в 2013 - 2017 годах - 0%;

- в 2018 - 2022 годах - 8%;

- с 2023 года - 16%.

Государственное агентство Украины по инвестициям и развитию (Госинвестиций) является центральным органом исполнительной власти в сфере инвестиционной деятельности.

Для содействия иностранным инвесторам в вопросах взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления создано Государственное агентство по инвестициям и управлению национальными проектами Украины.

Подписано и ратифицировано Верховным Советом Украины межправительственные соглашения о содействии и взаимной защите инвестиций с более чем 70 странами мира (Великобританией, Германией, Грецией, Данией, США, Францией, Швецией и др.).Двусторонние международные договоры о взаимной поддержке и защите инвестиций тесно связаны с договорами об избежание двойного налогообложения, поскольку инвестиционная деятельность в этом случае приобретает международный характер.

Свободные экономические зоны

Программа по созданию СЭЗ на Украине стала осуществляться с принятием Верховным Советом страны 13 октября 1992 г «Закона об общих началах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон». На территории СЭЗ могут вводиться льготные таможенные, валютно-финансовые, налоговые и другие условия экономической деятельности как национальных, так и иностранных юридических и физических лиц.

Согласно вышеуказанному закону на территории Украины могут создаваться следующие функциональные типы зон: свободные таможенные зоны, свободные таможенные порты, экспортные зоны, транзитные зоны, таможенные склады, технологические парки, технополисы, комплексные производственные зоны, туристско-рекреационные зоны, а также зоны иных типов. При этом отдельные СЭЗ могут сочетать в себе льготы и преференции, свойственные другим типам зон.

Специальная (свободная) экономическая зона создается Верховным Советом Украины по инициативе Президента, кабинета министров или местных советов народных депутатов и местной администрации. Независимо от типа зоны органами управления СЭЗ являются местные администрации в пределах своих полномочий.

На данный момент в соответствии с законодательством Украины созданы следующие СЭЗ:

-     Северо-крымская экспериментальная экономическая зона «Сиваш»;

-     Специальная экономическая зона «Славутич»;

-     Специальная экономическая зона «Яворов»;

-     Специальная экономическая зона туристическо-рекреационного типа «Курортополис Трускавец»;

-     Специальная экономическая зона «Закарпатье»;

-     Специальная экономическая зона «Рени»;

-     Специальная экономическая зона «Николаев»;

-     Специальная экономическая зона «Порт Крым»;

-     Специальная (свободная) экономическая зона «Порто-франко»;

-     Специальная экономическая зона «Интерпорт Ковель»;

-     Специальные экономические зоны «Азов» и «Донецк».

При создании СЭЗ можно выделить следующие основные группы льгот, которые предоставляются субъектам СЭЗ:

- касающиеся таможенного регулирования и внешнеэкономической деятельности, которые предусматривают разные системы льгот в отношении таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций;

- фискальные льготы, которые предусматривают снижение ставок налогообложения прибыли предприятий, применение ускоренной амортизации основных фондов, освобождение фонда оплаты труда от различных выплат, платы за землю и т.д.;

- административные льготы, которые предоставляются администрацией зоны для упрощения процедуры регистрации предприятий, условий осуществления предпринимательской и хозяйственной деятельности, режима въезда-выезда иностранцев, а также получения других услуг.

В свободных экономических зонах в Украине устанавливается режим специальной таможенной зоны:

а) в случае ввоза товаров и других предметов (кроме подакцизных товаров) из-за границ таможенной территории Украины на территорию СЭЗ для использования на территории ввозная таможенная пошлина и НДС не взимаются;

б) в случае ввоза товаров и других предметов, которые предварительно были ввезены из-за границ таможенной территории Украины на территорию СЭЗ, на таможенную территорию Украины с этой зоны, налогообложение осуществляется в соответствии с законодательством Украины как при импорте товаров в Украину;

в) в случае вывоза товаров и других предметов, произведенных, в том числе полностью, или достаточно переработанных в СЭЗ, с территории этой зоны за границы таможенной территории Украины вывозная таможенная пошлина и акцизный сбор с этих товаров не взимаются, а НДС взимается по нулевой ставке.

г) в случае вывоза товаров и других предметов, которые предварительно были ввезены из-за границ таможенной территории Украины на территорию СЭЗ, за границы таможенной территории Украины с этой зоны, вывозная таможенная пошлина, НДС и акцизный сбор не взимаются;

д) в случае вывоза товаров и других предметов (кроме подакцизных товаров) с таможенной территории Украины на территорию СЭЗ вывозная таможенная пошлина не взимается, НДС взимается по нулевой ставке;

е) в случае ввоза товаров и других предметов на территорию СЭЗ с целью транзита через территорию этой зоны таможенные сборы взимаются в соответствии с законодательством Украины;

ж) в других случаях налогообложение осуществляется в соответствии с законодательством Украины.

Не освобождаются от НДС и акцизного сбора операции по ввозу товаров и других предметов, полностью произведенных или достаточно переработанных в СЭЗ, на таможенную территорию Украины с территории СЭЗ.

Срок пребывания товаров и других предметов на территории СЭЗ не ограничивается, кроме случаев пребывания товаров и других предметов с ограниченным сроком хранения.

В таможенную стоимость товаров и других предметов, предварительно ввезенных из-за границы таможенной территории Украины на территорию СЭЗ, не включается стоимость услуг по перегрузке, хранению товаров, их доработки, сортировки, упаковки и т.д., осуществленных на территории СЭЗ. Указанные услуги не подлежат обложению НДС.

Импорт субъектами предпринимательской деятельности товаров для нужд собственного производства на территории СЭЗ и экспорт товаров, полностью произведенных или достаточно переработанных в СЭЗ, не подлежит лицензированию и квотированию, если другое не установлено международными договорами Украины.

Кабинет Министров Украины может устанавливать ограничения на ввоз на таможенную территорию Украины с территории СЭЗ и вывоза с таможенной территории Украины в СЭЗ отдельных видов товаров.






Услуги Консалтинг в области торговли Сопровождение инвесторов Налаживание деловых контактов   Ресурсы Обзор законодательства Мониторинг рынка Инструменты защиты рынка Все о ВТО   О компании Цели Задачи   Контакты            


© Все права защищены. 2017 ITC group
Яндекс.Метрика

Пожалуйста подождите...

Операция успешно завершена.



ОШИБКА!




Написать нам

Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время



Оставить сообщение

Перезвоните мне

Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время



Заказать звонок
Имя*:
Почта*:
Номер телефона:
Сообщение*:
Код*: