Заказать звонок     Написать нам Рус / Қаз / Eng

Туркменистан


Таможенно-тарифная политика

Основой таможенного тарифа Туркменистана с 27 июля 2008 года является Постановление Президента «Об утверждении перечня ввозимых в Туркменистан и вывозимых за его пределы товаров, по которым не взимаются или установлены таможенные пошлины, а также их ставок». В нем превалируют адвалорные и специфические ставки, комбинированных ставок импортных пошлин нет. Размеры адвалорных ставок варьируются от 2% до 100%.

Импортные пошлины Туркменистана установлены в размере 2% на все товары, за исключением отдельных товаров, приведенных ниже с указанием типа пошлины и кода по ТН ВЭД и в перечне товаров, ввозимых в Туркменистан беспошлинно.

 

Таблица. Перечень отдельных товаров, ввозимых в Туркменистан, на которые установлены таможенные пошлины

№ п/п

Код по ТН ВЭД

Наименование товаров

Ставка таможенной пошлины в долларах США за единицу измерения или в процентах к таможенной стоимости

Объем импорта Туркменистана в 2012 году, тыс. долл. США (и удельный вес РК в %)

1

0409

Мед натуральный

1 доллар США за 1 кг

26 (0%)

2

0511 99 801

Грена тутового шелкопряда (кроме завозимой предприятиями Министерства текстильной промышленности Туркменистана)

0,5 доллара США за 1 гр.

247 (0%)

3

0805 50

Лимоны

0,5 доллара США за 1 кг

80 (0%)

Из 0806

Виноград свежий

3 (0%)

4

Из 1512,
Из 1512

Масло хлопковое

1 доллар США за 1 кг

0

5

1601 00

Колбасы и такого рода продукты, полученные из крови и мясных смесей, приготовленные на их основе продукты питания

0,5 доллара США за 1 кг

6872 (0%)

6

1704 10

Жевательная резинка, покрытая или не покрытая сахаром

2 долларa США за 1 кг

1226 (0%)

7

20

Продукты переработки овощей, фруктов, орехов или других растений, за исключением томатной пасты

0,15 доллара США за 1 кг

16719 (1,47%)

8

Из 2001,
Из 2002

Томатная паста

0,3 доллара США за 1 кг

67 (7,46%)

9

2105 00

Мороженое и прочие виды пищевого льда, не содержащие или содержащие какао

0,5 доллара США за 1 кг

639 (0%)

10

Из 2201 10

Воды минеральные газированные

0,4 доллара США за 1 литр

для 6-тизначного кода 220110 (воды минеральные и газированные)

3072 (0%)

11

2201 10 110
2202

Воды минеральные негазированные Воды, включая минеральные негазированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ, и прочие безалкогольные напитки, за исключением фруктовых или овощных соков товарной позиции 2009

0,2 доллара США за 1 литр

12

2501 00 310

Техническая соль (разделение натрия и хлора, используемая для производства других продуктов)

1 доллар США за 1 кг

Для 6-тизначного кода 250100 (поваренная соль и хлорид натрия)

86 (0%)

2501 00 91

Поваренная соль

13

Из 2503 00

Сера молотая

1 доллар США за 1 кг

0

Из 2530 20 000

Магний сернокислый природный (эпсомит)

0

14

Из 2712 90

Озокерит (кроме ввозимых для медицинских целей предприятиями Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Туркменистана)

1 доллар США за 1 кг

27 (0%)

15

Из 2801 20

Йод технический марок А и Ч (кроме ввозимых для медицинских целей предприятиями Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Туркменистана)

1 доллар США за 1 кг

4 (0%)

Из 2803 00

Технический углерод К-354

4 (0%)

16

2804 40 000

Кислород

100%

11 (0%)

17

2807 00 100

Серная кислота (кроме ввозимых для медицинских целей предприятиями Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Туркменистана и ввозимых ГК Туркменхимия)

1 доллар США за 1 кг

9 (0%)

18

2811 21 000

Углекислота

100%

1 (0%)

19

2827 31 000

Магний хлористый технический (бишофит)

1 доллар США за 1 кг

0

Из 2827 60 000

Калий йодистый

3 (0%)

Из 2829

Йодат калия

9 (0%)

Из 2833

Сульфат натрия марок А и Б (кроме ввозимых для медицинских целей предприятиями Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Туркменистана)

28 (0%)

20

2849 10 000

Карбид кальция

0,1 доллара США за 1 кг

583 (89,54%)

21

Из 3003

Медицинская глауберова соль (кроме ввозимых для медицинских целей предприятиями Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Туркменистана)

0,5 доллара США за 1 кг

2 (0%)

22

Из 3102

Карбамид (кроме ввозимых предприятиями ГК “Туркменхимия”)

100 долларов США за 1 тонну

40 (0%)

23

Из 4303

Шубы каракулевые

100 долларов США за 1 штуку

18 (0%)

24

4910 00 000

Печатные календари всех видов, включая отрывные

2 доллара США за 1 кг

154 (0%)

4911

Прочая печатная продукция, включая печатные репродукции и фотографии

4101 (0,34%)

25

Из 5001

Коконы тутового шелкопряда (кроме грены)

2 доллара США за 1 кг

0

Из 5002

Шелк-сырец

0

26

Из 5208
Из 5209

Бязь суровая хлопчатобумажная

4 доллара США за 1 кг

0

5209 42 000,
5211 42 000

Деним, или джинсовая хлопчатобумажная ткань

407 (0%)

27

5205

Пряжа хлопчатобумажная (кроме швейных ниток) содержащая хлопковых волокон 85 мас.% или более, не расфасованная для розничной продажи

3 доллара США за 1 кг

1 (0%)

5206

Пряжа хлопчатобумажная (кроме швейных ниток) содержащая менее 85 мас.% хлопковых волокон, не расфасованная для розничной продажи

12 (0%)

5207

Пряжа хлопчатобумажная (кроме швейных ниток) расфасованная для розничной продажи

42 (0%)

28

3005

Вата и изделия из ваты, пропитанные или покрытые фармацевтическими веществами или расфасованные в формы или упаковки для розничной продажи, предназначенные для использования в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии гигиеническая вата

1,5 доллара США за 1 кг

332 (0%)

5601 21

Вата и прочие изделия из ваты из хлопковых волокон

168 (0%)

Из 5603

Ватин хлопчатобумажный

248 (0%)

29

Из 5701,

Узелковые ковры и прочие текстильные напольные покрытия, готовые или неготовые ручной работы

5 долларов США за 1 кв.м

39 (0%)

Из 5702

Тканые ковры и прочие текстильные напольные покрытия, нетафтинговые или нефлокированные, готовые или неготовые, включая “килим”, “сумах”, “кермани” и аналогичные ковры ручной работы

21 (0%)

30

Из 5701,

Узелковые ковры и прочие текстильные напольные покрытия, готовые или неготовые машинной выработки

2 доллара США за 1 кв. м

40 (0%)

Из 5702,

Тканые ковры и прочие текстильные напольные покрытия тафтинговые или нетафтинговые, готовые или неготовые машинной выработки

1 (0%)

5703, 5704, 5705

Ковры и прочие текстильные напольные покрытия нетафтинговые, или нефлокированные готовые или неготовые, включая изготовленные из войлока

8487 (0%)

31

6001 21 000, 6001 91, 6003 20 000

Трикотажные полотна машинного или ручного вязания из хлопчатобумажной пряжи

50%

13 (0%)

32

61

Трикотажные предметы одежды и принадлежности к одежде машинного или ручного вязания

 

30%

16487 (0%)

62

Не трикотажные предметы одежды и принадлежности к одежде машинного или ручного вязания

17689 (0,47%)

33

6302 21 000, 6302 31 000

Белье постельное из хлопчатобумажной пряжи

100%

158 (0%)

34

6403, 6404, 6405

Обувь

5%

9163 (0%)

35

68 кроме: 6811 40

Изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды и подобных материалов
кроме шифера

5%

61709 (4,09%)

36

Из 6811 40 0

Шифер

20 долларов США за 1 туп

200 (10%)

37

Из 7004 90 980

Стекло оконное толщиной 2,5-4 мм (кроме, тонированного и узорчатого)

0,5 доллар США за 1 кв. м.

3 (0%)

38

7013 22, 7013 91

Изделия из хрусталя

15%

7 (0%)

39

Из 71

Драгоценные металлы, ювелирные изделия, изготовленные из драгоценных металлов с использованием или без использования драгоценных камней, их части, изделия, покрытые драгоценным металлом

За каждый 1 грамм, превышающий 1 кг 0,2 доллара США

1614 (0%)

40

Из 7321 81 900

Отопительные и водонагревательные паровые котлы

15%

38 (0%)

41

Из 7323,
Из 7615

Казаны емкостью от 3 до 100 л

50%

32 (0%)

42

Из 7612

Чайник алюминиевый

50%

67 (3%)

43

Из 8403 10 900

Котлы отопительные и водонагревательные мощностью от 0,05 до 1,0 Гккал (КО-0,05; КО-0,1; К-0,5; К-1,0)

20%

Для 6-тизначного кода 840310 (котлы)

9188 (0%)

44

Из 8413 19

Насосы центробежные без электродвигателей: в т. ч. 41-15x2 5Н5x2 нефтяные, 5Н5x4 нефтяные 4Н5x4 нефтяные, 8НД6х1 нефтяные 10НД6х1 нефтяные, 1НД-250/40 нефтяные, 1НД-315/50 нефтяные 4Н 5х2 нефтяные

20%

807 (0%)

Из 8413

Насосы центробежные:
4К65-50-160 водяные
3К50-32-125 водяные
Путевые подогреватели нефти ПП-0,63, К-25-20-130м, Д3200/75 ПГ-50, СДМ-100/40
m НВ50/50 ЕСВ 8-25-100 (без двигателя)

для 6-тизначного кода 841370 (насосы центробежные прочие)

50970 (0%)

45

8479 89 980

Оборудование слива-налива
УСН-175, УРУ-300

50%

для 6-тизначного кода 847989 (прочие машины и механические приспособления)

20805 (0,64%)

Из 8414 59 900

Вентиляторы без двигателя марок ВГ-70, ВГ-50, ВГ-25, ВГ-70, ротор

для 6-тизначного кода 841459 (вентиляторы прочие)

7744 (0%)

Из 8438 10

Тестомесильные машины марки ТММ-1М

для 6-тизначного кода 843810 (оборудование для производства хлебобулочных изделий)

1814 (0%)

Из 8438 20 000

Кремовзбивальные машины
марок МВ-60, МВ-35

для 6-тизначного кода 843820 (оборудование для кондитерской промышленности)

464 (0%)

46

Из 9404 10

9404 90

Матрацы, одеяла, подушки ватные

50%

1027 (0%)

47

Из 7213,

Из 7214,

Из 7215

Арматурные стержни и арматурные изделия, предназначенные для строительства, изготовленные из металлического лома и отходов

200 долларов США за 1 тонну

182290 (6,21%)

Таким образом, самые высокие пошлины установлены на кислород, углекислоту и постельное белье из хлопчатобумажной пряжи в размере 100%, в то время как самые низкие ставки составляют 5% на такие товары, как обувь, изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды и подобных материалов (без учета товаров, на которые пошлина установлена в размере 2%).

Также из таблицы 44 видно, что из товаров Туркменистана, на которые установлены пошлины, Казахстан экспортирует в Туркменистан карбид кальция – 89,54% от общего импорта товара, шифер – 10%, томатную пасту – 7,46%, арматурные стержни и изделия – 6,21%, изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды – 4,09%, чайники алюминиевые – 3%, продукты переработки овощей, фруктов, орехов – 1,47%. Снижение либо отмена пошлин на эти товары могли бы поспособствовать росту экспорта Казахстана в Туркменистан.

Кроме того, в Постановлении Президента Туркменистана приведен перечень товаров, освобожденных от пошлин.

 

Таблица. Перечень товаров, ввозимых в Туркменистан без уплаты таможенных пошлин и количественных ограничений

№ п/п

Код по ТН ВЭД

Наименование товара

1.

0201, 0202, 0204

Мясо всех видов

2.

1507, 1508, 1509, 1510, 1511, 1512, 1513, 1514, 1515, кроме 1512 21, 1512 29,

из 1516 1517, 1518, 1520, 1521,1522

Масло растительное кроме: масла хлопкового

3.

0405

Масло сливочное

4.

Из 0407 00

Яйца птиц

5.

3605 00 000

Спички, кроме пиротехнических изделий товарной позиции 3604

6.

1001, 1006, 1008

Пшеница, рис, гречиха, просо и семена канареечника, прочие злаки

7.

11

Продукция мукомольно-крупяной промышленности

8.

1701

Сахар

 

Экспортные пошлины Туркменистана составляют 5% на все  товары, за исключением отдельных товаров, на которые установлены специфические пошлины.

Таблица. Перечень товаров, вывозимых за пределы Туркменистана, с которых взимается таможенная пошлина и размеры ставок

№ п/п

Код по ТН ВЭД

Наименование товаров

Ставка таможенной пошлины в манатах или в долларах США за единицу измерения или в процентах от таможенной стоимости

1.

Из 31

Аммиачная селитра

25 долларов США за 1 тонну

310221000

Сульфат аммония

Из 3103 10

Суперфосфат (кроме вывозимых предприятиями ГК “Туркменхимия”)

2.

Из 5701, 5702

Ковры и ковровые изделия ручной выработки (кроме сертифицированные Министерство текстильной промышленности Туркменистана и ГАК “Туркменхалы”)

20 долларов США за 1 кв.м

3.

Из 0106

Туркменская овчарка (при наличии лицензии Министерства охраны природы Туркменистана)

300 долларов за 1 голову

4.

Независимо от кода

Товары и изделия из цветных металлов и их сплавов, включая сложные изделия, состоящие на 50% и более из частей из цветных металлов и их сплавов (за исключением кабельно-проводниковой продукции, вывозимой предприятиями Министерства энергетики и промышленности Туркменистана)

2 долларов США за 1 кг

5.

1001

Пшеница:- семенная

-

 продовольственная

за 1 тонну: 800 долларов США

700 долларов США

6.

Из 1101 00

Мука пшеничная:

- высший сорт
- 1-ый сорт
- 2-ой сорт
- 3-ий сорт (диетическая)

за 1 тонну:

800 долларов США
700 долларов США
600 долларов США
500 долларов США

7.

1902

Макаронные изделия

800 долларов США за 1 тонну

8.

Из 1006

Рис-шалы (нашелушенный), рис-крупа

800 долларов США за 1 тонну

9.

2105 00

Мороженое

0,2 долларов США за 1 кг.

10.

Товары в ручной клади граждан

за каждый 1 кг. превышающий общего веса 60 кг. 10 долларов США

 

Примечание:

По товарам, в ручной клади физических лиц, общий вес которых превышает 60 кг, кроме размера таможенной пошлины, указанной в строке 10 данной таблицы, таможенная пошлина не уплачивается.

 

Таблица. Перечень товаров, вывозимых за пределы Туркменистана индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, с которых взимается таможенная пошлина и размеры ставок

№ п/п

Код по ТНВЭД

Наименование товаров

Ставка таможенной пошлины в долларах США за единицу измерения или в процентах от таможенной стоимости

1.

2301 20 000

Рыбная мука

0,5 доллара США за 1 кг

2.

Из 2711

Газ сжиженный

0,1 доллара США за 1 кг

3.

Из 2801 20 000

Йод технический

6 долларов США за 1 кг

4.

Из 4403 – 4414, кроме 4407 29 300, 4407 91 310, 4409 20 910, 4411)

Древесина и изделия из нее

1 доллар США за 1 кг.

5.

Из 4407 29 250, 4407 91 310, 4409 20 910, 4411

Бруски, планки, фриз для паркета, деревянные покрытия, плиты древесноволокнистые

0,5 доллара США за 1 кг.

6.

5001 00 000

Коконы шелкопряда

2 доллара США за 1 кг

7.

Из 5002 00 000

Шелк-сырец

7 долларов США за 1 кг

8.

Из 5205

Пряжа хлопчатобумажная

0,7 доллара США за 1 кг

9.

7301 – 7307

Изделия из черных металлов

100 долларов США за 1 тонну

10.

Из 7311 00

Ёмкости для сжиженного газа вместимостью до 21 кг включительно*

20 долларов США за 1 штуку

Примечание:
* Запрещается вывоз из Туркменистана баллонов для сжатого газа (кислородных баллонов).

Кроме того, в Постановлении Президента Туркменистана представлен список товаров, освобожденных от уплаты экспортных пошлин.

Перечень товаров, которые могут быть вывезены за пределы Туркменистана без уплаты таможенных пошлин и без количественных ограничений

1. Швейные изделия
2. Трикотажные изделия
3. Обувь
4. Ткани
5. Сигареты и другие табачные изделия
6. Алкогольные напитки
7. Теле- видео- аудио и радиоаппаратура
8. Автомобили легковые
9. Ковры и ковровые изделия ручной выработки, сертифицированные Государственной акционерной корпорацией “Туркменхалы” и Министерством текстильной промышленности Туркменистана
10. Минеральная вода
11. Безалкогольные напитки
12. Овощи, фрукты, бахчевые, зелень (июль – август месяцы)

 

Основой таможенного тарифа Туркменистана с 27 июля 2008 года является Постановление Президента «Об утверждении перечня ввозимых в Туркменистан и вывозимых за его пределы товаров, по которым не взимаются или установлены таможенные пошлины, а также их ставок». В нем превалируют адвалорные и специфические ставки. Размеры адвалорных ставок варьируются от 2% до 100%.

В Туркменистане ставки импортных пошлин установлены на уровне 2%, в то время как размер экспортных пошлин равен 5%, за исключением отдельных товаров. Самые высокие импортные пошлины установлены на кислород, углекислоту и постельное белье из хлопчатобумажной пряжи в размере 100%, в то время как самые низкие ставки составляют 5% на такие товары, как обувь, изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды и подобных материалов (без учета товаров, на которые пошлина установлена в размере 2%).

Из товаров Туркменистана, на которые установлены пошлины выше 2%, Казахстан экспортирует в Туркменистан карбид кальция – 89,54% от общего импорта товара, шифер – 10%, томатную пасту – 7,46%, арматурные стержни и изделия – 6,21%, изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды – 4,09%, чайники алюминиевые – 3%, продукты переработки овощей, фруктов, орехов – 1,47%. Снижение либо отмена пошлин на эти товары могли бы поспособствовать росту экспорта Казахстана в Туркменистан.

 

Правила происхождения и критерии достаточной переработки

Согласно Таможенному Кодексу Туркменистана, страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке.

Товарами, полностью произведёнными в данной стране, считаются:

1) полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в её территориальных водах (море) или на морском дне;

2) продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;

3) животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

4) продукция, полученная в данной стране из выращенных в ней животных;

5) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;

6) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны;

7) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в пункте 6;

8) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориальных вод (моря) данной страны при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;

9) отходы и лом (вторичное сырьё), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырьё;

10) товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, указанной в пунктах 1-9;

11) электроэнергия, выработанная на территории данной страны.

Если в производстве товаров участвуют две страны и более, то страной происхождения товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки.

Критерии достаточной переработки

Основным критерием достаточной переработки в Туркменистане является изменение классификационного кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырёх знаков, произошедшеев результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров.

Для определения страны происхождения товаров используются также следующие критерии достаточной переработки товаров:

1) выполнение определённых производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;

2) изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).

Не отвечают критериям достаточной переработки:

1) операции по обеспечению сохранности товаров во время их хранения или транспортировки;

2) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);

3) простые сборочные операции, под которыми понимается сборка компонентов товара с помощью крепёжного материала (винтов, гаек, болтов и других) либо клёпкой, сваркой, пайкой или путём склеивания;

4) смешивание товаров, происходящих из различных стран, если характеристики конечной продукции существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров;

5) убой скота;

6) комбинация двух или большего числа указанных выше операций.

Документами, подтверждающими происхождение товара из данной страны, являются декларация о происхождении товара или в случаях, определяемых законодательством Туркменистана, сертификат о происхождении товара.

При вывозе товара с таможенной территории Туркменистана сертификат о происхождении товара выдаётся соответствующими уполномоченными государственными органами Туркменистана, если указанный сертификат необходим по условиям контракта по законодательству страны ввоза товара или наличие указанного сертификата предусмотрено международным договором Туркменистана.

При ввозе товаров на таможенную территорию Туркменистана документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется в случае, если стране происхождения этих товаров Туркменистан предоставляет тарифные преференции в соответствии с законодательством Туркменистана или международным договором.

Таможенный орган отказывает в выпуске товара, если страной происхождения товара является страна, товар которой не подлежит ввозу в Туркменистан в соответствии с законодательством Туркменистана или международным договором.

В случае если страна происхождения товара не подтверждена, то в отношении такого товара применяются установленные максимальные ставки таможенных пошлин.

Товарами, полностью произведенными в Туркменистане, считаются полезные ископаемые, растения, животные, выращенные в стране, морепродукты, отходы и электроэнергия, выработанная в стране. В целом, правила происхождения Туркменистана схожи с правилами происхождения Казахстана, исключение составляет лишь пункт об электроэнергии, выработанной в Туркменистане, которого нет в правилах происхождения Казахстана.

В Туркменистане, также как и в Казахстане, основным критерием достаточной переработки товара является изменение кода товара на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара. Кроме того, используются также такие критерии достаточной переработки как выполнение определённых производственных или технологических операций, а также правило адвалорной доли.

 

Нетарифное регулирование

Нетарифное регулирование в Туркменистане осуществляется путем применения запретов и лицензирования.

Лицензирование товаров, ввозимых и вывозимых из Туркменистана, регулируется постановлением Президента № 10716 от 2 декабря 2009 года. Ниже приведен список товаров с указанием соответствующего лицензирующего органа.

Таблица. Перечень товаров, ввозимых и вывозимых из Туркменистана по лицензиям Государственных органов

Наименование товаров

Лицензирующий орган

1

Озоноразрушающие вещества, пестициды и другие Агрохимические вещества*

Государственный концерн «Туркменхимия»

2

Алкогольные напитки и алкогольное пиво, табачные изделия (ввозимые гражданами для личного потребления в ручной клади к этому не относятся)*

Министерство торговли и внешнеэкономических связей Туркменистана

3

Перечень, утверждаемый Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Туркменистана: 
- лекарственные средства, сырьё для лекарств, вспомогательные лекарственные средства включая и те, которые произведены по предназначению для лечения людей, но используемые для лечения скота, птиц и животных, (кроме препаратов, содержащих наркотические, психотропные вещества и прекурсоры),
 
- упаковки для медикаментов, оборудования, приборы, инструменты и изделия медицинского назначения.

Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Туркменистана

4

Медикаменты, содержащие наркотические, психотропные вещества и прекурсоры

Государственная служба Туркменистана по борьбе с наркотиками

5

Части драгоценных металлов и камней, в том числе производственные отходы, содержащие драгоценные металлы и камни**

Государственный фонд Туркменистана по драгоценным металлам и драгоценным камням

6

Спирт всех видов (ввозимые для медицинских целей и ввозимые гражданами для личного потребления в ручной клади к этому не относятся)*

Ассоциация пищевой промышленности Туркменистана

7

Фармацевтические товары для ветеринарии (кроме содержащих наркотические, психотропные вещества и прекурсоры)*

Ассоциация животно-водческих объединений Туркменистана «Туркменмаллары»

8

Каракулевые смушки**

9

Дикие животные, птицы и дикорастущие растения, в том числе занесённые в Красную книгу Туркменистана, а также виды, охраняемые международными договорами, участником которых является Туркменистан (конкретный перечень определяется Министерством охраны природы Туркменистана) кроме рыбы и рыбной продукции

Министерство охраны природы Туркменистана

Примечание:

* Лицензия выдаётся только на ввоз.

** Лицензия выдаётся только на вывоз.

 

Лицензии, выдаваемые на основании разрешения Президента Туркменистана или Кабинета Министров Туркменистана на ввоз в Туркменистан и вывоз из Туркменистана товаров, оформляет Министерство торговли и внешнеэкономических связей Туркменистана.

Помимо лицензирования в Туркменистане применяются также запреты на ввоз и вывоз товаров. Они регулируются на основании постановления Президента Туркменистана № 11599 от 14 апреля 2011 года. В постановлении представлены следующие три списка товаров, запрещенных к ввозу в Туркменистан и вывозу за его пределы:

1. Запрещено к ввозу в Туркменистан юридическими и физическими лицами:

- детские пневматические пистолеты, наганы, автоматы, ружья и иные средства с выбросом пластмассовых и иных пуль;

- бывшие в употреблении шины (в случае предназначения их для коммерческих целей);

- автотранспортные средства с правосторонним рулевым управлением или переоборудованные из правостороннего левосторонним рулевым управлением, кроме специальной техники, механизмов и транспортных средств, проходящих транзитом по территории Туркменистана;

- автотранспортные средства, не считая года выпуска которым исполнилось 10 лет, а также независимо от года выпуска автотранспортные средства, мотоциклы, тракторы, специальная техника и иная техника не соответствующая правилам дорожного движения в связи с повреждением или порчей, после определения в установленном порядке степени повреждения и порчи;

- высокоскоростные автомобили спортивного образца, а также легковые автомобили с рабочим объёмом двигателя свыше 3 500 куб. см. (кроме автотранспортных средств, предназначенных также для езды по бездорожью, микроавтобусов, транзита через территорию Туркменистана и реэкспорта);

- порнографическая печатная, видео-, фото-, кино- и аудиопродукция*;

- печатные и аудиовизуальные материалы, иные носители информации, содержащие сведения, могущие причинить вред политическим и экономическим интересам Туркменистана, его государственной безопасности, охране здоровья и нравственности населения*.

Примечание:

* Запрещён также провоз транзитом по территории Туркменистана.

2. Запрещено к ввозу в Туркменистан, вывозу (пересылке) из Туркменистана физическими лицами:

- вооружение, боеприпасы, военная техника и специально предназначенные для их производства комплектующие изделия и материалы;

- взрывчатые вещества;

- ядерные материалы, включая материалы в виде тепловыделяющих сборок;

- источники, ионизирующие излучения;

- технологии и специальное оборудование, которые могут быть использованы для создания вооружения и военной техники;

- пиротехнические изделия (фейерверки (бенгальские огни и кремень, свечи и факел, воспламеняющиеся с помощью пороха в это не относится) петарды, ракетницы);

- наркотические вещества, психотропные средства, прекурсоры, технологии или приспособления для их изготовления и употребления;

- яды и отравляющие вещества;

- аннулированные ценные бумаги;

- ярлыки (этикетки) пробки к бутылкам и другие упаковочные материалы, предназначенные для изготовления всех видов алкогольной продукции.

3. Запрещено к вывозу (пересылке) из Туркменистана физическими лицами:

- мумиё;

- солодковый корень;

- экстракт солодкового корня;

- прополис;

- цветные металлы, их сплавы, изделия из них, а также лом и отходы цветных металлов (за исключением приборов и предметов бытового назначения и сувениров, вывозимых не для коммерческих целей);

- драгоценные и полудрагоценные камни и их полуфабрикаты;

- ювелирные изделия без пробирного клейма;

- живой скот, домашняя птица;

- рыбы семейства осетровых живая и неживая, их части и продукты их переработки;

- пшеница, рис, зерно и другие злаки, продукты их переработки, полученные отходы;

- сельскохозяйственная техника и запасные части к ней;

- минеральные удобрения;

- животные, растения и их части, занесенные в Красную книгу Туркменистана;

- бензин и дизельное топливо, за исключением вывозимых в топливных баках транспортных средств, предусмотренных заводом-изготовителем;

- шкуры крупного и мелкого скота, за исключением каракуля;

- семена хлопчатника;

- баллоны для сжатого газа (кислородные баллоны);

- селекционно-племенные лошади ахалтекинской породы.

Нетарифное регулирование в Туркменистане осуществляется путем применения лицензирования и запретов на ввоз и вывоз товаров. Лицензия Государственных органов на ввоз и вывоз требуется на такие товары как озоноразрушающие вещества, алкогольные напитки, табачные изделия, медикаменты, каракулевые смушки, дикие животные и растения.

Помимо лицензирования в Туркменистане применяются также запреты на ввоз и вывоз товаров. Среди товаров, запрещенных к ввозу, можно выделить высокоскоростные автомобили спортивного образца, а также легковые автомобили с рабочим объёмом двигателя свыше 3 500 куб. см.

 

Защитные, антидемпинговые и компенсационные меры

Туркменистан, не являясь членом ВТО и участником Соглашения о ЗСТ СНГ, не имеет законодательства в сфере защитных, антидемпинговых и компенсационных мер и не применяет их. Касательно ограничительных мер, торговые партнеры Туркменистана выделяют применение дискриминационной (повышенной) ставки акциза на импорт алкогольной и табачной продукции.

 

Налоговое регулирование

Налоговый Кодекс Туркменистана устанавливает систему налогов, взимаемых в Государственный бюджет Туркменистана, общие принципы налогообложения, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов, права и обязанности налогоплательщиков, органов налоговой службы, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушение налогового законодательства Туркменистана, обжалование решений органов налоговой службы и действий их должностных лиц.

Налоговую систему Туркменистана можно охарактеризовать как относительно простую и достаточно эффективную в использовании, позволяющую государству выполнять свои функции в социальной, экономической, оборонной и других сферах. Создана нормативно-законодательная база налогообложения юридических и частных лиц.

Налог на добавленную стоимость

Плательщиками налога являются: юридические лица; лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если их выручка от реализации товаров (работ, услуг) превышает 10 минимальных размеров заработной платы в год. При этом следует иметь в виду, что лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей без образования юридического лица и осуществляющие те виды деятельности, на которые установлена патентная плата, не являются плательщиками этого налога. Эти лица уплачивают патентную плату, размер которой зависит от вида предпринимательской деятельности, места регистрации и других критериев и составляет в размере сумму от 5 000 манат до 280 долларов США (уплачивается в манатах по курсу, установленному на межбанковской валютной бирже).

НДС выплачивается с оборотов (включая экспортно-импортные операции) по реализации всех товаров собственного производства (работ, услуг) и приобретенных на стороне. Ставка НДС установлена в размере 20%.При реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам (тарифам), включающим в себя НДС, и при реализации товаров по ценам, превышающим цены их приобретения, применяется ставка в размере 16,67%.

Акцизы

Плательщиками являются юридические лица, осуществляющие производство подакцизных товаров или ввозящие (вывозящие) их на территорию Туркменистана, а также физические лица, ввозящие (вывозящие) подакцизные товары.

На ввозимые на территорию Туркмении пиво акцизы составляют 0,5 доллара за один литр, вина (включая крепленые) - 1,5 доллара; на спирт, используемый при приготовлении спиртных напитков (кроме спирта, ввозимого предприятиями Ассоциации пищевой промышленности республики, Министерства торговли и внешних экономических связей и Министерства здравоохранения), - 4 доллара за один литр.

С крепких спиртных напитков и прочей алкогольной продукции акциз составит 3 доллара за литр. С табачных изделий будет взиматься 150% таможенной стоимости, но не менее одного доллара за пачку. Акциз за ввозимую прочую табачную продукцию и промышленные заменители табака составит 10 долларов за 1 кг. 15 процентов от таможенной стоимости будет взиматься с ювелирных изделий и их частей из драгоценных металлов, а также изделий из природного и культивированного жемчуга, драгоценных и полудрагоценных камней. Малолитражные легковые автомобили будут облагаться акцизами по ставкам в зависимости от рабочего объема двигателя - от 0,25 до 0,35 долларов за 1 кубический сантиметр объема двигателя.

От уплаты акциза освобождаются подакцизные товары, ввозимые в рамках проектов и программ международной гуманитарной, финансовой и технической помощи (кроме алкоголя и табака), а также алкоголь, табачные и ювелирные изделия, драгметаллы, автомобили, предназначенные для личного пользования, в установленных количествах.

Налог на прибыль юридических лиц

Плательщиками налога на прибыль являются: предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами независимо от форм собственности, иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую (коммерческую) деятельность на территории Туркменистана через постоянное представительство, либо получающие свои доходы из источников в Туркменистане.

Ставки налога:

25% - для предприятий, за исключением банков, Государственной товарно-сырьевой биржи Туркменистана, других бирж и брокерских контор, а также предприятий, в части прибыли, полученной от осуществления посреднической деятельности.

Ставки налога для малых предприятий при общей системе налогообложения малых предприятий:

10% - для малых предприятий, производящих продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления, осуществляющих строительные и ремонтно-строительные работы с предельной численностью до50 человек;

30% - для малых предприятий оптовой торговли и получающих доходы от посреднической, снабженческо-сбытовой деятельности с предельной численностью до 10 человек;

20% - для других малых предприятий с максимальной численностью до 25 человек.

Объектом исчисления налога на прибыль предприятий является - валовая (балансовая) прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) на суммы, предусмотренные соответствующими пунктами инструкции:

при упрощенной системе налогообложения малых предприятий 20% - для малых предприятий, производящих продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления, осуществляющих строительные и ремонтно-строительные работы с предельной численностью до 50 человек;

24% - для малых предприятий оптовой торговли и получающих доходы от посреднической, снабженческо-сбытовой деятельности с предельной численностью до 10 человек;

22% - для других малых предприятий с предельной численностью до 25 человек.

Объектом исчисления налога на прибыль малых предприятий по упрощенной системе является совокупный валовой доход, полученный за отчетный период и исчисляемый как сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены реализованного имущества и внереализационных доходов (положительная разница между доходами и расходами от внереализационных операций).

При этом малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на имущество.

Необходимо отметить, что для отнесения предприятий к малым выручка от реализации товаров (работ, услуг) по основному виду деятельности должна составлять не менее 80% в общем объеме выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной в отчетном квартале. Если предприятие осуществляет деятельность в сфере игровых автоматов с денежным выигрышем и казино, то оно должно уплачивать (независимо от имеющихся у предприятия налоговых льгот) ежемесячно суммы в размере:

за каждый игровой стол - 3 500 долларов США от доходов игровых автоматов без денежного выигрыша;

за каждый игровой автомат - 200 долларов США;

от доходов другого рода игровой деятельности с денежным выигрышем, ежемесячно в размере, наибольшем из сумм: за каждое посадочное место - 50 долларов США или за каждый квадратный метр помещения, используемого для этой деятельности - 20 долларов США.

Подоходный налог с физических лиц

Плательщики: граждане Туркменистана, иностранные граждане и лица без гражданства, как имеющие так и не имеющие постоянного места жительства в Туркменистане.

Ставки налога зависят от величины получаемого дохода, как в денежной, так и в натуральной форме и составляют:

до 500 000 манат включительно - 8%;

500 001 до 600 000 - 8,5%;

600 001 до 700 000 - 9%;

700 001 до 800 000 - 9,5%;

800 001 до 900 000 - 10%;

900 001 до 1 000 000 - 10,5%;

1 000 001 до 1 200 000 - 11%;

1 200 001 и свыше - 12%.

Лица, работающие по совместительству, облагаются налогом по единой ставке в размере 12% от суммы дохода.

Налог на операции с ценными бумагами

Плательщиками налога являются участники рынка ценных бумаг, осуществляющие эти операции на территории Туркменистана.

Ставки налога:

- 0,5% номинальной суммы эмиссии при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг;

- 0,1% стоимости сделки при покупке государственных ценных бумаг;

- 0,3% общей стоимости сделки с каждого участника сделки при заключении договора купли-продажи негосударственных ценных бумаг.

Налог за пользование недрами

Плательщики: предприятия, объединения и организации, осуществляющие добычу полезных ископаемых. Ставки от 5 до 22% и носят адресной характер. Предприятия, добывающие сырье для производства строительных материалов, уплачивают налог в размере — 5% от выручки без налога на добавленную стоимость, полученной от реализации продукции.

В соответствии с Постановлением Президента Туркменистана от 20 марта 2000 г. № 4611 «О внесении изменений в порядок исчисления налога за пользование недрами» плательщиками налога являются юридические и физические лица, осуществляющие добычу полезных ископаемых, а также химических элементов и соединений, извлекаемых из подземных и наземных вод.

Объектом исчисления налога является выручка без налога на добавленную стоимость, полученная от реализации продукции налогоплательщиков.

Установлены следующие ставки налога за пользование недрами в процентах к облагаемому обороту:

- Производственное объединение «Туркмениинерал» - 10%;

- Производственное объединение «Карабогсульфат» - 8%;

- Хазарский химический завод - 5%;

- Балканабатский йодный завод - 5%;

- Огланлынский бентонитовый рудник - 5%;

- Комбинат «Гувлыдуз» - 5%.

Другие юридические и физические лица, осуществляющие добычу:

а) природного газа - 22%;

б) сырой нефти - 10%;

в) сырья для производства строительных материалов - 5%;

г) других полезных ископаемых, а также химических элементов и соединений, извлекаемых из подземных и наземных вод, - 8%.

Налог за пользование недрами включается в себестоимость реализованной продукции.

Налог на имущество

Плательщики: предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами, а также предприятия с иностранными инвестициями, представительства, филиалы, отделения иностранных юридических лиц.

Ставка налога - 1% от среднегодовой стоимости основных средств, собственных оборотных средств, незавершенного строительства.

Отчисления на государственное социальное страхование

Плательщики: предприятия, организации, учреждения, предприниматели без образования юридического лица по нанимаемым работникам.

Ставки:

30% - для предприятий, организаций и учреждений;

20% - для крестьянских объединений (дайхан бирлешиклери);

10% - для предприятий Государственного объединения «Туркменхалыбирлешык»;

7% - для коллегии адвокатов.

Налог с владельцев транспортных средств

Налог с владельцев транспортных средств исчисляется по транспортным средствам в зависимости от грузоподъемности, вместимости, мощности и исчисляется в процентах от уровня минимальной заработной платы и устанавливается в размерах от 10% до 200%. Например ставка налога по легковым автомобилям составляет 20% от минимальной заработной платы.

Налог на землю

Плательщиками являются несельскохозяйственные предприятия негосударственной формы собственности. Ставка налога зависит от места расположения объекта и степени ее обустроенности, и минимальная ставка составляет:

- г. Ашхабад - 0,2 доллара США;

- в велаятских центрах и г. Туркменбаши - 0,15 доллара США;

- в городах с населением более 30 тыс. человек - 0,01 доллара США;

- для других местностей - 0,05 доллара США и уплачивается в манатах по курсу, установленному на Межбанковской валютной бирже.

Государственная пошлина

За совершение в интересах предприятий, учреждений, организаций и отдельных граждан действий и выдачу документов, имеющих юридическую силу, специально уполномоченными органами, установлена государственная пошлина. Со ставками Государственной пошлины можно ознакомиться в этрапских налоговых инспекциях.

Таможенные пошлины на товары, ввозимые на территорию Туркменистана физическими лицами, взимаются с физических лиц, ввозящих на территорию Туркменистана товары, в размере 5% от таможенной стоимости ввозимых товаров.

По каждому виду налога имеется определенное количество льгот, и поэтому из всех перечисленных видов налогов предприятие может являться плательщиком только по некоторым из них.

Что касается местных налогов и сборов, то до 1 февраля 2000 г. существовало 16 видов местных налогов и сборов.

Сбор за право торговли

Плательщиками являются предприятия, предприниматели без образования юридического лица и граждане, торгующие личным имуществом в порядке осуществления коммерческой деятельности. Ставка сбора не превышает 10-кратного размера минимальной зарплаты для предприятий, 5-кратного размера зарплаты - для физических лиц в год.

Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей

Плательщики - предприятия, организации, в том числе бюджетные, и предприниматели без образования юридического лица. Ставка сбора не превышает 10% стоимости заявленных к аукциону товаров, или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты. Объект исчисления сбора - стоимость заявленных к аукциону товаров или сумма, на которую выпущена лотерея.

Налог на реализацию автомобилей

В соответствии с Постановлением Президента Туркменистана от 3 марта 2000 г. № 4596 «О налоге на реализацию автомобилей» с 1 марта 2000 г. на территории Туркменистана вводится налог на реализацию автомобилей и отменен налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров.

Плательщиками налога на реализацию автомобилей признаются юридические и физические лица, осуществляющие реализацию автомобилей на территории Туркменистана.

Объектом налогообложения является рыночная стоимость реализуемых (передаваемых путем обмена, дарения, передачи по наследству или в иной форме передачи права собственности) автомобилей (автобусов, грузовых и легковых автомобилей на пневматическом ходу). Указанное не относится к:

- передаче автомобилей по наследству лицам, признаваемым наследниками первой и второй очереди в соответствии с Гражданским кодексом Туркменистана Сапармурата Туркменбаши;

- дарению автомобилей родителям, супругам, братьям, сестрам, сыновьям, дочерям, внукам, а также родителям, братьям, сестрам и детям супругов;

- реализации автомобилей бюджетными предприятиями и организациями.

Ставка налога на реализацию автомобилей устанавливается в размере 5% от рыночной стоимости реализуемых автомобилей. Рыночная стоимость автомобилей ежеквартально определяется Национальным институтом статистики и прогнозирования Туркменистана. Налог на реализацию автомобилей уплачивается до момента оформления сделки по реализации автомобилей.

Налоговая система Туркменистана регулируется Налоговым Кодексом. Её можно охарактеризовать как относительно простую и достаточно эффективную в использовании.

Ставка НДС в Туркменистане установлена в размере 20% на налогооблагаемые операции, включая экспортно-импортные, в то время как в Казахстане она составляет 12%. При ввозе на территорию Туркменистана акцизами облагаются алкогольная продукция, табачные изделия, ювелирные украшения, легковые автомобили. Акцизы на пиво составляют 0,5 доллара США за один литр, вино – 1,5 доллара, спирт – 4 доллара, крепкие спиртные напитки – 3 доллара, табачные изделия – 150% от таможенной стоимости, но не менее 1 доллара за пачку, ювелирные изделия – 15% от таможенной стоимости, легковые автомобили – 0,25-0,35 долларов за 1 куб. см. объема двигателя. Для сравнения в Казахстане акцизами также облагаются сырая нефть, газовый конденсат и бензин, но не взимаются с ювелирных изделий.

 

Регулирование сектора государственных закупок

В настоящее  время в Туркменистане сектор государственных закупок регулируется постановлением Президента Туркменистана «О порядке проведения тендеров по выбору поставщиков и подрядчиков».

Планирование государственных закупок осуществляется при разработке проектов Государственного бюджета Туркменистана и Инвестиционной программы на очередной год путём рассмотрения предложений министерств и ведомств, финансируемых из бюджета и доведения соответствующих показателей после их утверждения.

Предварительный контроль над государственными закупками осуществляют:

-     Министерство финансов – при формировании проекта Государственного бюджета;

-     Министерство экономики и развития - при формировании проекта Инвестиционной программы;

-     Главное управление государственной экспертизы  – при экспертизе проектно-сметной документации.

Закон «О государственных закупках»находится в разработке, его принятие планируется в конце 2013 года.

В Законе будет предусматриваться регулирование отношений между государством и предпринимательскими юридическими и физическими лицами, возникающие в связи с объявлением, размещением и осуществлением закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд.

Целями  Закона предполагаются:

-          обеспечение максимальной экономичности и эффективности использования государственных средств, направленных на закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд;

-          развитие конкуренции между отечественными и иностранными поставщиками (подрядчиками) в процессе осуществления закупок;

-          расширение возможностей участия предпринимательских физических и юридических лиц Туркменистана в государственных закупках;

-          обеспечение открытости и прозрачности процедур государственных закупок.

В настоящее  время выбор поставщиков и подрядчиков по государственным закупкам осуществляется на основании положения «О порядке проведения тендеров по выбору поставщиков и подрядчиков». Планирование государственных закупок осуществляется при разработке проектов Государственного бюджета Туркменистана и Инвестиционной программы на очередной год путём рассмотрения предложений министерств и ведомств, финансируемых из бюджета. Закон «О государственных закупках» находится в разработке, его принятие планируется в конце 2013 года.

 

Инвестиционная политика

Нормативно-правовой базой в сфере инвестиционной политики Туркменистана является Закон «Об иностранных инвестициях» от 18 марта 2008 года. Он определяет правовые,  экономические и организационные  основы осуществления иностранных инвестиций на территории Туркменистана и направлен на привлечение и эффективное использование  в народном хозяйстве иностранных передовых технологий, управленческого опыта, материальных и финансовых ресурсов, на формирование экономики открытого типа.

Согласно Закону, имущество, ввозимое в Туркменистан в качестве вклада иностранного инвестора, освобождается от взимания таможенной пошлины и не облагается налогом на импорт. Кроме того, юридические лица, в фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30%, вправе без лицензии экспортировать продукцию собственного производства. Также на период окупаемости первоначальных капиталовложений иностранный инвестор, внесший в фонд предприятия вклад в размере более 30%, освобождается от налога на дивиденды, а предприятие – от налога на прибыль.

Туркменистан, согласно данным, опубликованным Конференцией ООН по торговле и развитию (UNCTAD) в «Докладе о мировых инвестициях за 2012 год»,  вошел в первую десятку стран в индексе привлечения прямых иностранных инвестиций. Инвестиции в Туркменистан в 2012 году составили 48,4 млрд. манатов (рост на 38% по сравнению с 2011 годом), из них 32,1 млрд. манатов инвестировано в производственную сферу, а 16,3 млрд. манатов – в непроизводственную. При этом приблизительно 30% приходятся на прямые иностранные инвестиции. Всего же за последние пять лет объемы инвестиций в Туркменистан возросли более чем в 9 раз.

В Туркменистане осуществляют свою деятельность компании из более чем 65 стран. Зарегистрировано около 3200 инвестиционных проектов.

Однако на межгосударственном уровне между Казахстаном и Туркменистаном осуществляются лишь 2 инвестиционных проекта. Один из них «Проект строительства железнодорожной линии Узень-Гызылгая-Берекет-Этрек-Горган». В декабре 2011 года было завершено строительство объектов казахстанского участка линии, в то время как строительство туркменского участка планируется завершить до конца июня 2014 года. Ожидается, что в первый год эксплуатации объем перевозок составит 6 млн. тонн. Еще одним проектом является соглашение «Об оказании услуг международной электросвязи» между АО «Казактелеком» и Министерством связи Туркменистана. В настоящее время завершена работа по прокладке волоконно-оптического кабеля. Сдача в эксплуатацию запланирована на конец марта 2013 года.

Наиболее привлекательна для инвестиций энергетика Туркменистана (добыча и транспортировка газа). Вслед за газовой промышленностью идут строительная отрасль, нефтедобывающая и телекоммуникационная. Также можно выделить химическую промышленность, сельское хозяйство, сферу услуг (финансовую), туризм, фармацевтику, образование и здравоохранение. Среди объектов инвестиций особое место занимают существующие и планируемые газопроводы.

Инвестиционная активность Туркменистана за рубежом практически отсутствует, как государственные, так и частные капиталовложения в экономические проекты на территории других стран осуществляются редко и в незначительных объёмах.

В настоящее время  на территории Туркменистана фактически функционирует одна особая экономическая зона – Национальная туристическая зона «Аваза». Амбициозный туркменский проект уже введен в действие, однако большинство гостиниц пустует. Местным жителям отдых в них не по карману, а иностранцев пугают сложности с визой. Местное правительство рассчитывало на активность иностранных инвесторов в этом проекте, однако последние не спешат участвовать в этом рискованном деле, и пока вкладывает в него только само государство.

Нормативно-правовой базой в сфере инвестиционной политики Туркменистана является Закон «Об иностранных инвестициях» от 18 марта 2008 года.

В Туркменистане осуществляют свою деятельность компании из более чем 65 стран. Зарегистрировано около 3200 инвестиционных проектов. Однако на межгосударственном уровне между Казахстаном и Туркменистаном осуществляются лишь 2 инвестиционных проекта. Это «Проект строительства железнодорожной линии Узень-Гызылгая-Берекет-Этрек-Горган» и соглашение «Об оказании услуг международной электросвязи».






Услуги Консалтинг в области торговли Сопровождение инвесторов Налаживание деловых контактов   Ресурсы Обзор законодательства Мониторинг рынка Инструменты защиты рынка Все о ВТО   О компании Цели Задачи   Контакты            


© Все права защищены. 2017 ITC group
Яндекс.Метрика

Пожалуйста подождите...

Операция успешно завершена.



ОШИБКА!




Написать нам

Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время



Оставить сообщение

Перезвоните мне

Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время



Заказать звонок
Имя*:
Почта*:
Номер телефона:
Сообщение*:
Код*: