Заказать звонок     Написать нам Рус / Қаз / Eng

Таджикистан


Таможенно-тарифная политика

Таможенный тариф Республики Таджикистан – это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Таджикистан и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее – ТН ВЭД ЕврАзЭС), построенной на основе 5-го издания Гармонизированной системы описания и кодирования товаров ВТО (Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года, Протокол о внесении поправок в Международную конвенцию о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 24 июня 1986 года). Документом, регулирующий таможенно-тарифную политику Республики Таджикистан, является Таможенный Кодекс Республики Таджикистан от 3 декабря 2004 года.

В настоящее время таможенный тариф Республики Таджикистан применяется только по отношению к импорту товаров на таможенную территорию Республики Таджикистан. Экспорт товаров из республики таможенными пошлинами не облагается.

В Республике Таджикистан применяются следующие виды пошлин:

- адвалорные – начисляемые в процентах по отношению к таможенной стоимости облагаемых товаров;

- специфические – начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

- комбинированные – сочетают оба вида таможенного обложения;

- сезонные – в установленных нормативными правовыми актами Республики Таджикистан случаях применяются также сезонные и особые пошлины, предназначенные для оперативного регулирования импорта и экспорта. При этом в случаях применения сезонных пошлин ставки таможенных пошлин, предусмотренные действующим таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году. В настоящее время сезонные пошлины во внешней торговле Республики Таджикистан не применяются.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Таджикистана, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан.

В соответствии с Таможенным кодексом Республики Таджикистан ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством Республики Таджикистан.В настоящее время ввозные таможенные пошлины взимаются в соответствии с постановлением Правительства Республики Таджикистан от 25 октября 2003 года № 450. Этим же документом введены преференции и установлены нулевая ставка ввозной таможенной пошлины при ввозе товаров, происходящих из государств – членов ЕврАзЭС (за исключением «Руды и концентраты алюминиевые» - код ТН ВЭД ЕврАзЭС 2006 00 000 0, «глинозем» - код ТН ВЭД ЕврАзЭС 281220000  0), и ставка ввозной таможенной пошлины в размере 50 % утвержденных ставок при ввозе товаров, происходящих из наименее развитых стран[1]. Стоит отметить, что Республика Казахстан является одним из членов ЕврАзЭС.

На сегодняшний день ставки ввозных таможенных пошлин варьируется в районе от 2,5% до 15%. Средний арифметический тариф равняется около 8,2%. Стоит также отметить, что следующие товары не облагаются таможенными пошлинами:

- лошади, коровы и другие живые животные;

- яйца птиц для инкубирования;

- газы нефтяные и углеводороды газообразные прочие;

- электроэнергия;

- некоторые виды печатных книг, газет и других изделий полиграфической промышленности;

- шерсть, не подвергнутая кардо- или гребнечесанию;

- коляски для людей, не способных передвигаться, оснащенные или не оснащенные двигателем или другими механическими устройствами для передвижения;

- оружия и боеприпасы; их части и принадлежности за некоторыми исключениями;

- произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат.

 

Таким образом, таможенный тариф Республики Таджикистан применяется только по отношению к импорту товаров на территорию страны. На сегодняшний день применяются следующие виды пошлин:

- адвалорные;

- специфические;

- комбинированные.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Таджикистана, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан.

Также в соответствии с постановлением Правительства Республики Таджикистан от 25 октября 2003 года № 450, введены преференции и установлены нулевая ставка ввозной таможенной пошлины при ввозе товаров, происходящих из государств–членов ЕврАзЭС. Исключением являются «Руды и концентраты алюминиевые» - код ТН ВЭД ЕврАзЭС 2006 00 000 0, «глинозем» - код ТН ВЭД ЕврАзЭС 281220000  0. Республика Казахстан является членом ЕврАзЭС.

Ставки ввозных таможенных пошлин варьируется в районе от 2,5% до 15%. Средний арифметический тариф равняется около 8,2%.Экспорт товаров из республики таможенными пошлинами не облагается.

 

Правила происхождения и критерии достаточной переработки

Правила определения страны происхождения товаров установлены Таможенным кодексом Республики Таджикистан. Страна происхождения товаров определяется в целях применения тарифных преференций либо непреференциальных мер торговой политики, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Таджикистан, зависит от страны происхождения товаров.

Республика Таджикистан руководствуется соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров государств –участников СНГ от 20 ноября 2009 года. В соответствии с данным соглашением, страной происхождения товара считается государство-участник СНГ, на территории которого товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке.

Товарами, полностью произведенными в государстве, считаются:

а) природные ресурсы (полезные ископаемые и минеральные продукты, водные, земельные ресурсы, ресурсы атмосферного воздуха), добытые из недр данной страны, на ее территории либо в ее территориальном море (ином водоеме страны) или с его дна, либо из атмосферного воздуха на территории данной страны;

б) продукция растительного происхождения, выращенная и/или собранная в данной стране;

в) живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

г) продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных;

д) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;

е) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны либо арендованным (зафрахтованным) ею;

ж) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в подпункте "е";

з) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;

и) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;

к) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендованных (зафрахтованных) ею;

л) товары, изготовленные в данной стране из продукции, указанной в подпунктах "а" - "к" настоящего пункта.

Если в производстве конечного товара в одном из государств-участников СНГ используются материалы, происходящие из другого или других государств–участников СНГ, подтвержденные сертификатом (сертификатами) о происхождении товара формы СТ-1 и подвергаемые поэтапной последующей обработке/переработке в другом или других государствах-участниках СНГ, то страной происхождения такого товара считается страна, на территории которой он в последний раз был подвергнут обработке/переработке.

В случае участия в производстве товара третьих стран, помимо государств–участников СНГ, страна происхождения товара определяется в соответствии со следующими критериями достаточной обработки/переработки товара:

а) изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков, происшедшее в результате обработки/переработки;

б) выполнение необходимых условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, на территории которой эти операции имели место;

в) правило адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов иностранного происхождения достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции.

При определении страны происхождения товаров в соответствии с вышеприведенными критериями достаточной обработки/переработки допускается использование материалов иностранного происхождения, имеющих товарную позицию (на уровне первых четырех знаков), одинаковую с конечным товаром, при условии, что их стоимость не превышает 5% цены конечного товара.

Таким образом, при определении страны происхождения Республика Таджикистан руководствуется соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров государств – участников СНГ от 20 ноября 2009 года. В соответствии с данным соглашением, страной происхождения товара считается государство-участник СНГ, на территории которого товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке. Критерии определения страны происхождения согласно упомянутому документу описаны выше.

 

Нетарифное регулирование

Правовое обеспечение и механизмы применения количественных ограничений защиты, включая запреты, предусмотрены действующими нормативными правовыми актами Республики Таджикистан. Однако в настоящее время каких-либо количественных ограничений и запретов на перемещение товаров не применяется, за исключением постановления Правительства Республики Таджикистан от 31 августа 2009 года № 492  «О некоторых мерах по экономному использованию электрической энергии», в соответствии с которым с 1 октября 2009 года на территорию Республики Таджикистан запрещен ввоз электрических ламп накаливания.

Кроме того, следующие товары запрещены ввозу в целях защиты социальной безопасности жителей страны:

-          Наркотики;

-          Порнография (просьба рассмотреть этот термин согласно исламскому закону);

-          Алкоголь;

-          Кремы (косметика), не зарегистрированные в Министерстве здравоохранения;

-          Поддельные товары;

-          Калий бромид;

Таможенное законодательство, а также иные законы и подзаконные акты республики предполагают применение системы квотирования и лицензирования.

Процедура лицензирования импорта, экспорта и транзита установлена на алкогольную и табачную продукцию, наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры.

Правовые основы выдачи лицензий, виды деятельности, подлежащие лицензированию, порядок и процедура выдачи лицензий  определены Законом Республики Таджикистан от 3 апреля 2007 года № 172 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлением Правительства Республики Таджикистан «Об утверждении Положения об особенностях лицензирования отдельных видов деятельности».

Также в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, основанными на соблюдении международных норм  нераспространения и прав на интеллектуальную собственность, для осуществления экспортно-импортных операций установлены и другие ограничительные меры. В частности, в соответствии с постановлением Правительства Республики Таджикистан от 19 февраля 1997 года № 111 «О мерах по совершенствованию внешнеэкономической деятельности в Республики Таджикистан» при экспорте, импорте и транзите определенных товаров необходимо получение разрешения Правительства Республики Таджикистан.

Товары, ограниченные к ввозу:

-          живые животные - требуется ветеринарный сертификат и сертификат о прививках;

-          растения, продукты питания и семена - гигиенический сертификат требуется;

-          оружие и боеприпасы - разрешение из Министерства внутренних дел;

-          лекарства - необходимо обратиться в ближайшее посольство или миссию, чтобы убедиться, что они разрешены;

-          косметика – необходимо связаться с ближайшим посольством;

-          фототехника - требуется разрешение;

-          информационные носители как кассеты, CD, книги и т.д. - могут быть подвергнуты проверке на оскорбительные материалы;

-          копиры и принтеры - требуется разрешение;

-          иностранная валюта - все суммы должны быть декларированы.

Также стоит отметить, что хотя и Таможенный Кодекс Республики Таджикистан предполагает применение тарифных квот, в настоящий момент данная мера не используется ни на один товар.

Нетарифное регулирование в Таджикистане обеспечивается путем применения запретов и ограничений. В соответствии с постановлением Правительства Республики Таджикистан от 31 августа 2009 года № 492  «О некоторых мерах по экономному использованию электрической энергии», с 1 октября 2009 года на территорию Республики Таджикистан запрещен ввоз электрических ламп накаливания. Запрет на ввоз таких товаров, как наркотики, порнография и т.п., применяется из соображений социальной безопасности.

Кроме того, Таможенное законодательство, а также иные законы и подзаконные акты республики предполагают применение системы квотирования и лицензирования. Процедура лицензирования импорта, экспорта и транзита установлена на алкогольную и табачную продукцию, наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры. Также, в соответствии с постановлением Правительства Республики Таджикистан от 19 февраля 1997 года № 111 «О мерах по совершенствованию внешнеэкономической деятельности в Республики Таджикистан» при экспорте, импорте и транзите определенных товаров, приведенных выше, необходимо получение разрешения Правительства Республики Таджикистан.

 

Защитные, антидемпинговые и компенсационные меры

Согласно статье 344 Таможенного Кодекса Республики Таджикистан, в целях защиты экономических интересов страны к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин – специальные, антидемпинговые и компенсационные:

1) специальные пошлины применяются:

в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию Республики Таджикистан в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным товаропроизводителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы Республики Таджикистан, со стороны других государств или их союзов;

2) антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Республики Таджикистан товаров по цене более низкой, чем их среднестатистическая таможенная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Республике Таджикистан;

3) компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Республики Таджикистан товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Республике Таджикистан.

Республика Таджикистан руководствуется Постановлением Межпарламентского Комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан от 12 июня 2000 г. № 10-14О модельном законе "О защитных мерах при импорте товаров из третьих стран". Данный Закон  определяет  основные  понятия  и   принципы применения  защитных  мер  при  импорте  товаров  из  третьих стран, порядок  расследования  по установлению наличия серьезного ущерба, а также порядок введения и применения защитных мер.

Таким образом, в соответствии со статьей 344 Таможенного Кодекса Республики, к ввозимым на территорию страны товарам могут применяться особые виды пошлин:

- специальные;

- антидемпинговые;

- компенсационные.

Основные  понятия  и   принципы применения  защитных  мер  при  импорте  товаров  из  третьих стран, порядок  расследования  по установлению наличия серьезного ущерба, а также порядок введения и применения защитных мер устанавливаются Постановлением Межпарламентского Комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан от 12 июня 2000 г. № 10-14 О модельном законе "О защитных мерах при импорте товаров из третьих стран".

 

Налоговое регулирование

2 марта 2013 года Таджикистан завершил многолетнюю процедуру вступления в ВТО. В связи с этим, в сентябре 2012 года был принят новый Налоговый кодекс Таджикистана, в котором государство прописало ряд изменений, которые будут воплощены в жизнь в период до 2017 года.

На данный момент налоговая система республики структурирована по двум направлениям: по характеру обложения - на прямые и косвенные налоги, по распределению налоговых поступлений между бюджетами - на республиканские и местные.

Согласно статье 6 Налогового Кодекса Республики Таджикистан, налоги Республики Таджикистан состоят из общегосударственных налогов и местных налогов. К общегосударственным налогам относятся:

-          подоходный налог;

-          налог на прибыль;

-          налог на добавленную стоимость;

-          акцизы;

-          социальный налог;

-          налоги за природные ресурсы;

-          налог с пользователей автомобильных дорог;

-          налог с продаж хлопка-волокна и алюминия первичного.

К местным налогам относятся:

-          налог на транспортные средства;

-          налоги за недвижимое имущество.

 

Согласно статье 103 Налогового Кодекса Республики Таджикистан ставка подоходного налога зависит от уровня дохода налогоплательщика.

Таблица. Ставка подоходного налога для физических лиц

Размер налогооблагаемого дохода

Сумма и ставка налога

1

Меньше показателя для расчетов

0%

2

Свыше показателя для расчетов на 140сомони

8% суммы налогооблагаемого дохода, превышающего показатель для расчетов

3

Свыше 140сомони

Сумма налога из строки 2 плюс 13% с суммы налогооблагаемого дохода, превышающей 140сомони

 

При рассмотрении налогообложения иностранных инвестиций, нужно учитывать, что согласно Закону РТ "Об Инвестиции" они могут быть осуществлены в любой форме:

-          традиционной - это прямые инвестиции, определяемые как капитальные вложения, имеющие целью значительный или полный контроль над деятельностью объекта вложения;

-          портфельные инвестиции - инвестор является держателем определенного процента из общего числа выпущенных акций национального предприятия;

-          приобретать имущественные права - право пользования землей или другими природными ресурсами, а также иные имущественные права;а также заключать любые договора, предусматривающие иные формы осуществления иностранных инвестиций.

То есть предприятия с иностранными инвестициями могут быть либо с долей иностранного участия, либо со 100%-ым иностранным капиталом. Однако все эти предприятия должны быть зарегистрированы в налоговых органах РТ, как налогоплательщики, в соответствии с правилами и процедурами регистрации, установленными статьями 45 и 46 Налогового Кодекса Республики Таджикистан. Соответственно, у предприятий появляется обязанность уплачивать все налоги, предусмотренные налоговым законодательством республики.

В целях налогообложения необходимо отличать предприятия с долевым участием иностранных инвестиций и иностранные юридические лица - это компании, фирмы, любые другие организации, которые созданы в соответствии с законодательством иностранных государств, осуществляющие деятельность, образующие постоянное учреждение-нерезидента в соответствии со статьей 164 НК РТ.

При этом если инвестиция осуществляется путем долевого участия в капитале предприятия резидента, то данные инвестиции подпадают под режим неограниченной налоговой ответственности, если же создаются обособленные подразделения иностранных юридических лиц, но они несут ограниченную налоговую ответственность в пределах деятельности, которую они осуществляют в рамках представительства в Таджикистане.

Согласно статье 109 НК РТ, прибыль предприятия облагается по следующим ставкам:

1) Для деятельности по производству товаров:

– с 1-го января 2013 года - 15 процентов, но не менее 1 процента валового дохода;

– с 1-го января 2015 года - 14 процентов, но не менее 1 процента валового дохода;

– с 1-го января 2017 года - 13 процентов, но не менее 1 процента валового дохода.

2) Для других видов деятельности:

– с 1-го января 2013 года - 25 процентов, но не менее 1 процента валового дохода;

– с 1-го января 2015 года - 24 процента, но не менее 1 процента валового дохода;

– с 1-го января 2017 года - 23 процента, но не менее 1 процента валового дохода.

 

В соответствии со статьей 6 Налогового кодекса в Республике Таджикистан установлен акциз. Акциз является косвенным налогом, включаемым в цену реализации подакцизных товаров. Ставки акциза утверждены постановлением Правительства Республики Таджикистан от 2 апреля 2005 года № 126 и устанавливаются в процентах (адвалорные) стоимости товара и (или) в абсолютной сумме на единицу измерения в натуральном выражении.

В соответствии с Таможенным и Налоговым кодексами Республики Таджикистан импорт подакцизных товаров подлежит обложению акцизами, за исключением случаев их освобождения от этого налога.

Правительство Республики Таджикистан определяет перечень подакцизных товаров и устанавливает ставки акцизного налога по ним.

Подакцизными товарами являются:

а)    спирт, безалкогольные и алкогольные напитки;

б)   табак переработанный и промышленные заменители табака;

в)   топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные;

г)    шины и покрышки пневматические резиновые новые; шины и покрышки пневматические резиновые восстановленные или бывшие в употреблении; шины и покрышки сплошные или полупневматические; шинные протекторы и ободные ленты резиновые;

д)   автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей;

е)    ювелирные изделия из золота, платины или серебра.

Ставки акцизов на алкогольную продукцию утверждаются в зависимости от вида этой продукции либо от объемного содержания в ней безводного (100%-ного) спирта.

В настоящее время ставки акцизного налога установлены постановлением Правительства Республики Таджикистан от 2 апреля 2005 года № 126 «О ставках акцизного налога на отдельные товары, производимые в Республике Таджикистан и ввозимые на территорию Республики Таджикистан». В приложении В к отчету приведены ставки акцизного налога, применяемые в Республике Таджикистан.

Согласно статье 181 Налогового кодекса Республики Таджикистан налог на добавленную стоимость (НДС) с 20 мая 2009 года составляет 18 % стоимости импортных товаров, облагаемых налогом. Стоимостью импортных товаров, облагаемых налогом, является таможенная стоимость товаров, определяемая положением Таможенного кодекса Республики Таджикистан плюс сумма пошлин и налогов, подлежащих оплате при ввозе товаров в Республику Таджикистан, но без учета НДС.

Освобождение от НДС означает, что освобожденные от НДС поставки товаров, выполненные работы и оказанные услуги не являются налогооблагаемыми операциями, и их стоимость не включается налогоплательщиком в налогооблагаемый оборот, а освобожденный от НДС импорт не включается в стоимость налогооблагаемого импорта, при этом, соответственно, стоимость таких поставок товаров, выполненных работ, оказанных услуг и такого импорта товаров не может служить основанием для начисления налогоплательщиком НДС в соответствии с Налоговым кодексом Республики Таджикистан.

Освобождаются от НДС следующие поставки товаров (кроме экспорта товаров), выполненные работы и оказанные услуги:

1) продажа, передача или аренда недвижимости, кроме:

продажи или передачи гостиничных помещений или жилья для отдыхающих;

продажи или передачи вновь выстроенных жилых помещений, кроме случаев, когда помещения использовались как жилье, по крайней мере, на протяжении двух лет;

передача или аренда недвижимого имущества, используемого для предпринимательских целей;

2) оказание финансовых услуг (в части финансовой аренды (лизинга) в соответствии со статьей 33 Налогового кодекса освобождение предусматривается исключительно в отношении процентов и не  распространяется на суммы, подлежащие выплате в пользу лизингодателя лизингополучателем в счет погашения стоимости предмета финансовой аренды  (лизинга) (основного долга));

3) поставка национальной и (или) иностранной валюты (кроме нумизматических целей), а также ценных бумаг;

4) оказание религиозной организацией религиозных и ритуальных услуг;

5) оказание государственными учреждениями медицинских услуг, за исключением косметологических;

6) оказание услуг в сфере:

дошкольного воспитания и обучения;

общего основного, общего среднего образования;

начального, среднего, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования;

дополнительного и специального образования.

Виды деятельности, предусмотренные пунктами 3–6 настоящей части, подлежат освобождению от НДС только если они осуществляются лицами, имеющими соответствующие государственные лицензии (разрешения) на право ведения данных видов деятельности, выданные в порядке, установленном нормативными правовыми актами Республики Таджикистан;

7) поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг в качестве гуманитарной помощи;

8) поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, произведенных (выполненных, оказанных) непосредственно пенитенциарными учреждениями Республики Таджикистан или государственными предприятиями, входящими в пенитенциарную систему Республики Таджикистан;

9) поставка газет, журналов, художественной литературы, детской литературы, научно-технических книг и учебников, а также выполнение работ по их изданию.

Льготы, предусмотренные настоящим пунктом, не распространяются на вышеуказанные виды продукции эротического и специализированного рекламного характера;

10) поставка товаров (одежды и обуви, головных уборов, чулочно-носочных изделий) детского ассортимента по перечню, определяемому Правительством Республики Таджикистан;

11) поставка специализированной продукции индивидуального использования для инвалидов по перечню, определяемому Правительством Республики Таджикистан;

12) поставка, в том числе на экспорт, алюминия первичного и хлопка-волокна, а также хлопковой части;

13) поставка, за исключением экспорта, хлопка-сырца;

14) поставка золота, серебра, платины, палладия (родия, иридия, рутения, осмия) Национальному банку Таджикистана, а также золота, серебра, платины, палладия (родия, иридия, рутения, осмия), природных (обработанных и необработанных) алмазов, сапфиров, изумрудов, рубинов, александритов, жемчуга, шпинели Министерству финансов Республики Таджикистан для Государственного хранилища ценностей.

Освобождается от НДС импорт:

1) национальной и (или) иностранной валюты (кроме нумизматических пелен), а также ценных бумаг;

2) золота, серебра, платины, палладия (родия, иридия, рутения, осмия) Национальным банком Таджикистана, а также золота, серебра, платины, палладия (родия, иридия, рутения, осмия), природных (обработанных и необработанных) алмазов, сапфиров, изумрудов, рубинов, александритов, жемчуга, шпинели Министерством финансов Республики Таджикистан для Государственного хранилища ценностей;

3) товаров в качестве гуманитарной помощи, а также товаров, безвозмездно передаваемых благотворительным организациям на цели ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, и товаров, безвозмездно передаваемых государственным органам Республики Таджикистан;

4) производственно-технологического оборудования и комплектующих изделий к нему (образующие единый комплект, т.е. без этих комплектующих невозможна работа производственно-технологического оборудования) для формирования или пополнения уставного фонда предприятия или технического перевооружения действующего производства при условии, что это имущество используется непосредственно для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг в соответствии с учредительными документами предприятия и не относится к категории подакцизных товаров, а также личное имущество, ввозимое в Республику Таджикистан иностранными работниками предприятий с иностранными инвестициями непосредственно для собственных нужд. В случае если такое  предприятие ликвидируется или вышеуказанное импортированное в Республику Таджикистан производственно-технологическое оборудование и комплектующие изделия к нему в течение двух лет с даты поступления (импорта) в республику не используются или поставляются этим предприятием другому лицу, не уплаченная в соответствии с настоящим пунктом сумма НДС подлежит взысканию в бюджет без осуществления зачета в соответствии с Налоговым кодексом Республики Таджикистан. Перечень производственно-технологического оборудования и комплектующих изделий к ним в соответствии с ТН ВЭД утверждается Правительством Республики Таджикистан.

В любом случае освобождения предоставляются на срок не более четырех лет в отношении вновь созданных (новых) предприятий с даты первоначальной государственной регистрации и в отношении предприятий, существующих на момент введения в действие настоящего пункта, с момента введения в действие настоящей льготы;

5) сельскохозяйственной техники, медикаментов, медицинского, фармацевтического оборудования и медицинских инструментов в соответствии с перечнем, определяемым Правительством Республики Таджикистан;

6) товаров, осуществленный для реализации целевых проектов, одобренных Правительством Республики Таджикистан, за счет (в пределах) средств грантов и (или) кредитов (займов), предоставленных юридическими или физическими лицами, иностранными государствами, правительствами иностранных государств или международными организациями;

7) товаров для строительства особо важных объектов в соответствии с согласованной с уполномоченным государственным органом в сфере строительства проектно-сметной документацией. Перечень таких товаров и особо важных объектов определяется Правительством Республики Таджикистан. В случае если вышеуказанные импортируемые товары в течение двух лет с момента импорта не используются или поставляются другому лицу, неуплаченная сумма НДС подлежит взысканию в бюджет без осуществления зачета;

8) (за исключением подакцизных товаров) основных видов сырья, материалов, энергоресурсов и оборудования по перечню и в объемах, определяемых Правительством Республики Таджикистан, осуществляемый непосредственно Таджикским алюминиевым заводом для производства алюминия первичного;

9) специализированной продукции индивидуального использования для инвалидов по перечню, определяемому Правительством Республики Таджикистан;

10) хлопкового волокна и алюминия первичного, который в установленном порядке облагается налогом с продаж.

 

Таким образом, Налоговый Кодекс Республики Казахстан подразумевает 17 видов общегосударственных налогов и 4 вида местных налогов. Основными общегосударственными налогами являются:

-          подоходный налог с физических лиц (налог с доходов физических лиц);

-          налог на прибыль юридических лиц;

-          налог на добавленную стоимость;

-          акцизы.

Ставка подоходного налога зависит от уровня дохода налогоплательщика (см. таблицу выше). Ставка налога на прибыль юридических лиц равняется 15%, за исключением налога на прибыль предприятий отраслей транспорта и связи, оказания услуг и банков, которые облагаются по ставке 25%.

Также ставка НДС в Республике Таджикистан с 20 мая 2009 года составляет 18%, а ставки акцизного налога установлены постановлением Правительства Республики Таджикистан от 2 апреля 2005 года № 126 «О ставках акцизного налога на отдельные товары, производимые в Республике Таджикистан и ввозимые на территорию Республики Таджикистан».

 

Регулирование сектора государственных закупок

Регулирование сектора государственных закупок в Таджикистане осуществляется Законом Республики Таджикистан «О государственных закупках товаров, работ и услуг» от 3 марта 2006 года (Закон о государственных закупках). Настоящий Закон, определяя правовые, экономические и организационные основы государственных закупок товаров, работ и услуг, устанавливает единые правила и процедуры, связанные с государственными закупками товаров, работ и услуг, осуществляемых полностью или частично за счет государственных средств Республики Таджикистан.

По оценке Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в 2010 году, Закон о госзакупках показал соответствие с требованиями стандартов между низкой и средней оценкой по региону. По их мнению, Законодательство в отношении государственных закупок обеспечивает основные регулирующие характеристики, однако оно уже устарело и не может обеспечивать достаточное регулирование процессов государственных закупок. Кроме того, это не учитывает ряд гарантий справедливости и инструментов эффективности, рекомендуемых действующими международными стандартами в области государственных закупок. Важной особенностью системы государственных закупок Таджикистана является тот факт, что страна не является участником Соглашения о государственных закупках ВТО. Стоит отметить, что с 3 марта 2013 года Таджикистан является полноправным членом ВТО.

Согласно статье 24 вышеупомянутого Закона, государственные закупки в Республике Таджикистан осуществляются следующими методами:

- торги с неограниченным участием;

- торги с ограниченным участием;

- метод «короткого списка» (специфические торги с ограниченным участием для проведения закупок консультационных услуг);

- запрос котировок;

- закупки из одного источника;

- электронные закупки.

Также стоит отметить, что Закон Республики Таджикистан «О государственных закупках товаров, работ и услуг» не накладывает какие-либо ограничения на иностранных поставщиков.

Основным регулирующим государственным органом в сфере государственных закупок является Агентство по государственным закупкам товаров, работ и услуг при Правительстве Республики Таджикистан. В ее функции и полномочия входят:

-  осуществление государственной политики с сфере государственных закупок (разработка политики возложена на Министерство экономического развития и торговли);

-  разработка нормативных правовых актов;

-  подготовка и переподготовка специалистов по закупкам;

-  организация совместных закупок от имени организаций, не обладающих статусом «квалифицированной закупающей организации»;

-  децентрализация государственных закупок;

-  надзор и контроль соблюдения законодательства;

-  оказание консультативной помощи.

Таким образом, основной нормативно-правовой базой в области регулирования государственных закупок в Республике Таджикистан является Законом «О государственных закупках товаров, работ и услуг», который определяет правовые, экономические и организационные основы государственных закупок товаров, работ и услуг, устанавливает единые правила и процедуры, связанные с государственными закупками товаров, работ и услуг.

По оценке Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в 2010 году, Закон о госзакупках показал соответствие с требованиями стандартов между низкой и средней оценкой по региону. Кроме того, важной особенностью системы государственных закупок Таджикистана является тот факт, что страна не является участником Соглашения о государственных закупках ВТО.

Основным регулирующим государственным органом в сфере государственных закупок является Агентство по государственным закупкам товаров, работ и услуг при Правительстве Республики Таджикистан.

 

Инвестиционная политика

Согласно статье 12 Конституции Республики Таджикистан, государственная политика направлена на поддержку всех форм предпринимательской деятельности, в том числе и частной. Основной нормативно-правовой базой Республики Таджикистан в сфере инвестиций является Закон «об инвестициях», принятый в 2007-м году. Данный закон гарантирует защиту иностранных инвестиций. Также, согласно статье 19, государство предоставляет инвесторам следующие виды льгот:

- льготы по налогообложению;

- таможенные льготы;

- выдача государственных грантов.

Предприятия с иностранными инвестициями освобождаются от уплаты налога на прибыль в период от 2 до 5 лет, в зависимости от вложенного капитала. Порядок выдачи государственных грантов и их виды определяются Правительством Республики Таджикистан. Также стоит отметить, что в Таджикистане нет никаких ограничений на прямые инвестиции из-за рубежа.

Согласно статистическим данным Государственного комитета по инвестициям и управлению государственным имуществом Республики Таджикистан, за период с 2005-го по 2009-й годы в экономику Республики Таджикистана было привлечено 2,9 млрд. долларов США иностранных инвестиций, из которых 2,1 млрд. долларов США составляют прямые и 800 тысяч долларов США – прочие виды инвестиций. В 2009 году в экономику Республики Таджикистан было привлечено 383,2 млн. долл. США иностранных инвестиций, в том числе 198,1 млн. долл. США прямых инвестиций и 185,1 млн. долл. США прочих видов инвестиций.

Перспективные направления

Отрасли, наиболее привлекательные для предпринимательства:

-       горная промышленность;

-       химическая промышленность;

-       строительство и производство стройматериалов;

-       легкая и пищевая промышленность;

-       сельское хозяйство, переработка сельхозпродуктов;

-       транспорт и коммуникации;

-       туризм.

Наибольшие инвестиции за период 2007-2009 годы были осуществлены в следующие сектора экономики страны:

-       Финансовый лизинг – 569,4 млн. долл. США;

-       Энергетика – 419 млн. долл. США;

-       Строительство – 201, 4 млн. долл. США;

-       Банковские услуги – 194,4 млн. долл. США;

-       Связь – 188,9 млн. долл. США. 

В разрезе стран наиболее крупными инвесторами в экономику страны являются компании из России, Казахстана, Кипра, Китая, Канады, США, Великобритании. Среди них – Gazprom, Tethys Petroleum (разработка, добыча нефти и природного газа), Интер РАО ЕЭС (производство электроэнергии), Zijin Mining  (разработка месторождений золота и серебра), Gulf International Minerals (разработка месторождений золота),  Adjind International (производство текстиля), Hyatt (гостиничный бизнес) и другие.

Кроме того, по данным Государственного комитета по инвестициям и управлению государственным имуществом Республики Таджикистан, в недрах выявлено, разведано и подготовлено к освоению более 400 месторождений рудных и нерудных полезных ископаемых:

-          золоторудные объекты и месторождения серебра;

-          железо-висмутовые, вольфрамовые месторождения;

-          запасы сурьмы;

-          мрамор, гранит и камни-самоцветы;

-          запасы нефти и газа.

Права на освоение природных ресурсов выдаются на конкурсной основе.  В планах Правительства - проведение международных тендеров на право освоения запасов перспективных месторождений полезных ископаемых месторождениям. В приложении Г приведены некоторые привлекательные инвестиционные проекты.

Свободные экономические зоны

В 2004 году принят Закон Республики Таджикистан «О свободных экономических  зонах  в  Республике  Таджикистан», а  в  2005   году Палата Правительства Республики Таджикистан утвердила Положение о свободных экономических зонах.

Соответственно в целях практической реализации Закона и Положения   о свободных экономических зонах были утверждены положения о свободных экономических зонах «Сугд» и «Панч» соответствующими Постановлениями Парламента Республики Таджикистан в октябре 2008 года.

Следует отметить,  что в Программе  развития экспорта Республики  Таджикистан до 2015 года в целях развития внешней торговли предусмотрено широкое использование возможностей создаваемых зон.  Учитывая сырьевую направленность экспорта, в Программе предусмотрено, что свободные экономические зоны будут специализированы на переработку экспортно-ориентированного сырья и на их территории будут организованы производство и экспорт готовой продукции.

Также Правительством Республики Таджикистан было принято Постановление от 2.02.2009г. №74 «О создании свободных экономических зон «Ишкошим» и «Дангара».

Постановлением Правительства Республики Таджикистан №2010 от 20.01.2010 утверждено Положение:

-          «О свободной экономической зоне «Ишкошим» -  (производственно-коммерческого типа) состоит из отдельных (ограниченных) территорий с общей площадью 200 гектаров, создана на территории Ишкошимского района Горно-Бадахшанской автономной области Республики Таджикистан сроком на 50 лет;

-          «О свободной экономической зоне «Дангара»  (производственно-инновационного типа) с общей площадью 242,3 гектаров, создана на территории Дангаринского района Хатлонской области Республики Таджикистан сроком на 50 лет.

В настоящее время на территории Республики Таджикистан действуют четыре свободно экономических зоны:

а)                   СЭЗ «Сугд» создана на территории юго-западной промышленной зоны города Худжанда с общей площадью земель в 320 гектаров, как отдельный (ограниченный) участок территории Республики Таджикистан, сроком на 25 лет.

Выбор места расположения СЭЗ "Сугд" был обусловлен наличием промышленной и коммунальной инфраструктуры в этой зоне, перспективным расположением жилых массивов города Худжанда и строительством нового моста через реку Сырдарью, соединяющим левый и правый берег города.

В этой части территории г. Худжанда есть возможность в будущем расширить территорию СЭЗ «Сугд» до 2 000 гектаров за счет свободных земельных площадей.

Согласно генеральному плану развития промышленной и торговой инфраструктуры области предусматривается строительство железной дороги на правый берег реки Сырдарья и соединение крупных промышленных центров правобережья железной дорогой с основной трассой.

Основными целями создания СЭЗ «Сугд» являются:

-          стимулирование развития экономического потенциала Республики Таджикистан, в том числе путем привлечения иностранных и отечественных инвестиций, внедрение передового опыта управления и менеджмента;

-          эффективное вовлечение экономики региона и страны в международное разделение труда, развитие торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами, увеличение экспортного потенциала республики;

-          развитие градостроительства на территориях, прилегающих к СЭЗ "Сугд", создание современной инженерно-транспортной, телекоммуникационной, производственной и социальной инфраструктуры;

-          организация сети экологически чистых производств, создание производства по выпуску конкурентоспособной продукции и товаров ориентированных на экспорт;

-          обеспечение занятости населения региона и республики, создание дополнительных рабочих мест, повышение уровня жизни населения, повышение покупательской способности, роста доходов работников СЭЗ "Сугд" и решение других социально-экономических задач региона;

-          развитие экономического потенциала зоны на базе интеграции иностранных инвестиций с материальными и денежными средствами отечественных предприятий и организаций, основанных на многообразии форм собственности;

-          привлечение иностранного и местного капитала, передовой техники и технологии, внедрение зарубежного управленческого опыта и новых методов хозяйствования;

-          внедрение в производство отечественных и зарубежных научно-технических разработок и изобретений с последующим их использованием в других регионах страны;

-          обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона;

-          снижение издержек производства, максимальное использование свободных трудовых, природных и других местных ресурсов для производства продукции и товаров на экспорт и во внутренний рынок;

-          создание и обустройство территории СЭЗ "Сугд", охрана и защита экологической среды;

-          организация на территории СЭЗ "Сугд" производственной инфраструктуры уровня международных стандартов (связь, транспорт, коммуникации и т.п.);

-          формирование самостоятельного бюджета СЭЗ "Сугд".

б)   СЭЗ «Панч» создана на территории массива КарадумКумсангирского района Хатлонской области Республики Таджикистан с общей площадью земель в 400 гектаров, как отдельный (ограниченный) участок территории Республики Таджикистан, сроком на 25 лет.

Основные цели создания СЭЗ «Панч»:

-     стимулирование развития экономического потенциала Хатлонской области Республики Таджикистан, в том числе привлечения иностранных и отечественных инвестиций, внедрение передового опыта управления и менеджмента;

-     эффективное вовлечение экономики региона и страны в международное разделение труда, развитие торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами, увеличение экспортного потенциала республики;

-     развитие градостроительства на территориях, прилегающих к СЭЗ «Панч», создание современной инженерно-транспортной, телекоммуникационной, производственной и социальной инфраструктуры;

-     организация сети экологически чистых производств, создание производства конкурентоспособной экспортной продукции и товаров;

-     обеспечение занятости населения региона и республики, создание дополнительных рабочих мест, повышение уровня жизни населения региона, повышение покупательской способности, увеличение емкости внутреннего рынка за счет роста доходов работающих в СЭЗ «Панч» и решение других социально-экономических задач региона.

в)        СЭЗ «Ишкошим»

СЭЗ «Ишкошим» создана на территории Ишкошимского района Горно-Бадахшанской автономной области Республики Таджикистан сроком на 25 лет и состоит из отдельных (ограниченных) территорий с общей площадью участков земель в 200 гектаров.

Основные цели создания СЭЗ «Ишкошим»:

-     стимулирование развития экономического потенциала Республики Таджикистан, в том числе путем привлечения иностранных и отечественных инвестиций, внедрение передового опыта управления и менеджмента;

-     эффективное вовлечение экономики региона и страны в международное разделение труда, развитие торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами, увеличение экспортного потенциала республики;

-     обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона;

-     создание современной инженерно-транспортной, телекоммуникационной, производственной и социальной инфраструктуры;

-     обеспечение занятости населения региона и республики, создание дополнительных рабочих мест, повышение уровня жизни населения и решение других социально - экономических задач региона.

Основные задачи СЭЗ «Ишкошим»:

-     развитие экономического потенциала зоны на базе интеграции иностранных инвестиций с материальными и денежными средствами отечественных предприятий и организаций, основанных на многообразии форм собственности;

-     привлечение иностранного и местного капитала, передовой техники и технологии, внедрение зарубежного управленческого опыта и новых методов хозяйствования;

-     внедрение в производство отечественных и зарубежных научно-технических разработок и изобретений с последующим их использованием в других регионах страны;

-     организация сети экологически чистых производств, снижение издержек производства, максимальное использование свободных трудовых, природных и других местных ресурсов для производства конкурентоспособной продукции и товаров на экспорт и во внутренний рынок;

-     создание и обустройство территории СЭЗ «Ишкошим», охрана и защита экологической среды;

-     организация на территории СЭЗ «Ишкошим» производственной инфраструктуры уровня международных стандартов (связь, транспорт, коммуникации и т.п.);

-     формирование самостоятельного бюджета СЭЗ «Ишкошим».

Приоритетные виды деятельности в СЭЗ «Ишкошим»:

-     промышленная переработка сельхозпродукции;

-     производство продукции из шерсти, переработка шкур крупного и мелкого рогатого скота с конечным выпуском готовых кожевенных изделий, обуви и кожевенной галантереи;

-     производство искусственных и синтетических красок;

-     производство крахмала;

-     машиностроение (сборка и производство автомобилей, тракторов и различных марок техники для сельского хозяйства и других отраслей, запасных частей для них, оборудования, техники и технологии для перерабатывающей отрасли, оборудование для сферы услуг, водяные насосы и другие);

-     производство неметаллических труб для различных отраслей;

-     производство электротехнической, радиоэлектронной и бытовой техники;

-     производство минеральных удобрений и биодобавок для сельского хозяйства;

-     переработка природных камней, производство строительных и отделочных материалов;

-     производство современных строительных материалов (стекла, окон и дверей, теплоудерживающих стеновых блоков и панелей международных стандартов, пластиковых отделочных материалов (за исключением строительного кирпича);

-     производство изделий из гипса;

-     производство различных марок электрических проводов;

-     производство продукции из бытовых отходов (без первичной переработки);

-     производство парфюмерии;

-     производство фармацевтической продукции и лекарств;

-     производство техники и инвентаря для здравоохранения;

-     производство осветительных приборов и изделий;

-     оценочная, кредитная, страховая, консалтинговая, аудиторская, лизинговая и сертификационная деятельность;

-     деятельность по предоставлению информационной поддержки;

-     деятельность в сфере научно-технических исследований, инновационная деятельность, развитие нанотехнологий и биотехнологий и другие.

г)                   СЭЗ «Дангара» создана на территории Дангаринского района, Хатлонской области Республики Таджикистан с общей площадью 97 гектаров сроком на 25 лет.

Основные цели создания СЭЗ «Дангара»:

-     стимулирование развития экономического потенциала Республики Таджикистан, в том числе путем привлечения иностранных и отечественных инвестиций, внедрение передового опыта управления и менеджмента;

-     эффективное вовлечение экономики региона и страны в международное разделение труда, развитие торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами, увеличение экспортного потенциала республики;

-     обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона;

-     развитие градостроительства на территориях, прилегающих к СЭЗ «Дангара», создание современной инженерно-транспортной, телекоммуникационной, производственной и социальной инфраструктуры;

-     обеспечение занятости населения региона и республики, создание дополнительных рабочих мест, повышение уровня жизни населения и решение других социально - экономических задач региона.

Основные задачи СЭЗ «Дангара»:

-     развитие экономического потенциала зоны на базе интеграции иностранных инвестиций с материальными и денежными средствами отечественных предприятий и организаций, основанных на многообразии форм собственности;

-     привлечение иностранного и местного капитала, передовой техники и технологии, внедрение зарубежного управленческого опыта и новых методов хозяйствования;

-     внедрение в производство отечественных и зарубежных научно-технических разработок и изобретений с последующим их использованием в других регионах страны;

-     организация сети экологически чистых производств, снижение издержек производства, максимальное использование свободных трудовых, природных и других местных ресурсов для производства конкурентоспособной продукции и товаров на экспорт и во внутренний рынок;

-     создание и обустройство территории СЭЗ «Дангара», охрана и защита экологической среды;

-     организация на территории СЭЗ «Дангара» производственной инфраструктуры уровня международных стандартов (связь, транспорт, коммуникации и т.п.);

-     формирование самостоятельного бюджета СЭЗ «Дангара».

 

Приоритетные виды деятельности в СЭЗ «Дангара»:

-     промышленная переработка сельхозпродукции;

-     производство швейных ниток, трикотажных изделий, искусственных и синтетических тканей, тканей и готовой продукции из шелковой и хлопчатобумажной нити, готовой ткани и швейной продукции из шерсти, переработка шкур крупного и мелкого рогатого скота с конечным выпуском готовых кожевенных изделий, обуви и кожевенной галантереи;

-     крашение тканей и производство готовой продукции для швейного производства, производство партерной и обивочной ткани, производство фурнитуры различного применения;

-     производство кресел и мебели;

-     производство искусственных и синтетических красок;

-     производство крахмала, микроцеллюлозы, нитроцеллюлозы;

-     машиностроение (сборка и производство автомобилей, тракторов и различных марок техники для сельского хозяйства и других отраслей, запасных частей для них, оборудования, техники и технологии для перерабатывающей отрасли, оборудование для сферы услуг, водяные насосы и другие);

-     производство неметаллических труб для различных отраслей;

-     производство электротехнической, радиоэлектронной и бытовой техники;

-     производство минеральных удобрений и биодобавок для сельского хозяйства;

-     переработка природных камней, производство строительных и отделочных материалов;

-     производство стекольных и базальтовых волокон и готовых изделий из них;

-     производство современных строительных материалов (стекла, окон и дверей, теплоудерживающих стеновых блоков и панелей международных стандартов, пластиковых отделочных материалов (за исключением строительного кирпича);

-     производство изделий из гипса;

-     производство различных марок электрических проводов;

-     производство продукции из бытовых отходов (без первичной переработки);

-     производство парфюмерии и химических стиральных порошков;

-     производство фармацевтической продукции и лекарств;

-     производство техники и инвентаря для здравоохранения;

-     производство осветительных приборов и изделий;

-     оценочная, кредитная, страховая, консалтинговая, аудиторская, лизинговая и сертификационная деятельность;

-     импортно-экспортные операции;

-     деятельность по предоставлению информационной поддержки;

-     деятельность в сфере научно-технических исследований, инновационная деятельность, развитие нанотехнологий и биотехнологий и другие.

Каждая СЭЗ имеет самостоятельный бюджет, формируемый за счет доходов и платежей, определенных Положением о свободных экономических зонах Республики Таджикистан, а также из других источников финансирования, которые не противоречат законодательству Республики Таджикистан.

В качестве органа управления СЭЗ создается Администрация СЭЗ как республиканское государственное учреждение, и осуществляет свою деятельность на основе Положения о свободных экономических зонах и Устава Республики Таджикистан, утверждаемым уполномоченным государственным органом по вопросам создания, управления и функционирования СЭЗ в Республике Таджикистан



[1]Список наименее развитых стран приведен в приложении №2 к постановлению №450 от 25 октября 2003-го года.






Услуги Консалтинг в области торговли Сопровождение инвесторов Налаживание деловых контактов   Ресурсы Обзор законодательства Мониторинг рынка Инструменты защиты рынка Все о ВТО   О компании Цели Задачи   Контакты            


© Все права защищены. 2017 ITC group
Яндекс.Метрика

Пожалуйста подождите...

Операция успешно завершена.



ОШИБКА!




Написать нам

Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время



Оставить сообщение

Перезвоните мне

Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время



Заказать звонок
Имя*:
Почта*:
Номер телефона:
Сообщение*:
Код*: