Заказать звонок     Написать нам Рус / Қаз / Eng

Молдова


Таможенно-тарифное регулирование

Таможенные тарифы являются одним из ключевых инструментов государственного регулирования внешней торговли и широко используются в целях улучшения условий доступа товаров на зарубежные и внутренние рынки государств. В отношении своих торговых партнеров Молдова согласно Закону "О таможенном тарифе Республики Молдова" от 20.11.1997г. №1380-XIII применяет: адвалорные, специфические, комбинированные, а так же особые ставки таможенных пошлин. Под особыми ставками понимаются – защитные, антидемпинговые и компенсационные таможенные пошлины.

Будучи членом ВТО с 2001 года, Молдова связала 100% своих тарифных линий. Таким образом, ко всем тарифным линиям применяются ставки таможенных пошлин не выше уровня связывания согласно обязательств страны перед ВТО.

В соответствии с данными портала ВТО, средняя ставка Таможенного тарифа составляет –4,06%. Причем для сельскохозяйственных товаров данное значение составляет 10,5%, в то время как для несельскохозяйственных товаров – 3,7%. Максимальный уровень применяемой ставки таможенной пошлины в 2011 году составил 84% на товары, относящиеся к категории напитки и табак.   

Значительное количество товарных позиций завозятся в Молдову беспошлинно – 18,3% сельскохозяйственных товарных позиций и 52,1% промышленных товарных позиций. Большая часть сельскохозяйственных товаров (более 90%) облагаются таможенной пошлиной в размере 0-15%. И лишь 9% товарных позиций облагаются пошлинами выше 15%. Касательно промышленных товаров – лишь 0,1% тарифных линий попадают в категорию выше 15%. Причем эти тарифные линии в 2011 году составили лишь 0,1% всего импорта Молдовы.

Молдова как участник Договора о свободной торговле СНГ 2011 г. не применяет каких-либо таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров, происходящих с таможенной территории стран-участниц Договора. Таким образом, торговля между Республикой Казахстан и Молдовой осуществляется беспошлинно. Единственным исключением в рамках ДЗСТ СНГ 2011 является применяемые в отношении Украины на импорт сахара – 75%.

Следует отметить, что одним из ключевых торговых партнеров Молдовы, в соответствии с данными ВТО, является РФ, таким образом, большая часть торговли Молдовы осуществляется беспошлинно в соответствии с Договором о свободной торговле СНГ.

 

Правила определения стран происхождения

Страна происхождения товара определяется согласно Закону № 1380-XIII от 20.11.2007 о таможенном тарифе с целью применения тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли.

Существуют две категории происхождения:

-      преференциальная;

-      непреференциальная.

Преференциальные правила происхождения предусмотрены в нормативных актах и международных соглашениях для определения того, пользуются ли товары преференциальным режимом в сфере торговых обменов. Преференциальное происхождение предусматривает предоставление определенных тарифных льгот (снижение ставки или освобождение от пошлины) для товарооборота между странами, заключившими соответствующее соглашениями, или когда такие льготы предоставляются государством в одностороннем порядке. Так, в рамках ДЗСТ СНГ критерий достаточной обработки/переработки может выражаться выполнением следующих условий:

а) изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков, происшедшее в результате обработки/переработки;

б) выполнение необходимых условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, на территории которой эти операции имели место;

в) правило адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов иностранного происхождения достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции.

Основным условием критерия достаточной обработки/переработки является изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков.

Непреференциальные правила происхождения предусмотрены в нормативных актах Республики Молдова общего применения относительно определения страны происхождения товаров, при условии, что эти правила происхождения не были связаны с торговыми преференциальными режимами. Непреференциальные правила происхождения включают в себя все правила происхождения, используемые в рамках непреференциальных инструментов торговой политики, для применения: режима наибольшего благоприятствования в торговле; антидемпинговых и компенсационных пошлин; защитных мер; положений по маркировке происхождения и количественных ограничений или дискриминационных тарифных квот, применяемых в соответствии с соглашениями ВТО. Они содержат также правила происхождения, используемые для государственных закупок и торговой статистики.

В общем, для определения страны происхождения используют два критерия:

-     Товары, полностью произведенные в данной стране

Товарами, полностью произведенными в данной стране, признаются: 

а) полезные ископаемые, добытые на ее территории или в ее территориальных водах;

б) растительная продукция, выращенная или собранная на ее территории;

в) живые животные, родившиеся и выращенные в стране;

г) продукция, полученная от выращенных в стране животных; 

д) продукция охотничьего и рыболовного промыслов, полученная в стране; 

е) продукция морского промысла, добытая или произведенная в мировом океане судами, принадлежащими данной стране либо арендованными (зафрахтованными) ею; 

ж) продукция, полученная с применением высоких технологий на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендованных ею; 

з) вторичное сырье и отходы, образующиеся в процессе производственных и иных операций, осуществляемых в стране; 

и) товары, произведенные в стране исключительно из продукции, указанной в пунктах а) - з). 

-      Товары, подвергнутые достаточной переработки, если в его производстве участвовали две или более стран. Правилами достаточной переработки являются:

а) изменение его товарной позиции (классификационного кода) по Товарной номенклатуре на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара;

б) выполнение производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товара считалась страна, где были осуществлены эти операции; 

в) изменение стоимости товара, если доля стоимости использованных для его производства материалов составляет не менее 45 процентов (правило адвалорной доли).

Не отвечающими критериям достаточной переработки товара считаются:

а) операции по обеспечению его целости во время хранения или транспортировки; 

б) операции по подготовке товара к продаже и транспортировке (дробление партии,                  формирование партий для отправки, сортировка, переупаковка);

в) простые сборочные операции;

г) соединение товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных товаров (компонентов).

 

Подтверждение происхождения товара

Стана происхождения подтверждается сертификатом о происхождении товара, выдаваемым уполномоченным органом страны экспорта.

Сертификат о происхождении товара представляется вместе с таможенной декларацией и другими документами, необходимыми для их оформления таможенным органом. При утрате сертификата предъявляется его официально заверенный дубликат.

При ввозе товара на таможенную территорию сертификат о его происхождении представляется в обязательном порядке, если:

-      стране происхождения товара Республика Молдова предоставляет льготный режим по таможенному тарифу;

-      ввоз товаров из соответствующей страны регулируется количественными ограничениями или иными мерами регулирования внешнеторговой деятельности;

-      это предусмотрено законодательством в области охраны окружающей среды, здравоохранения, защиты прав потребителей, охраны общественного порядка, государственной безопасности и других жизненно важных областях, а также международными соглашениями, одной из сторон которых является Республика Молдова;

-      в представляемых для таможенного оформления документах отсутствуют сведения о происхождении товара либо у таможенного органа есть основания полагать, что декларируемые сведения о происхождении товара недостоверны.

Непредставление надлежаще оформленного сертификата или дополнительных либо уточняющих сведений о происхождении товара не может служить основанием для отказа в перемещении товара через таможенную границу. Перемещение через таможенную границу товара, происхождение которого достоверно не установлено, разрешается при условии уплаты таможенной пошлины по максимальным ставкам таможенного тарифа. Последующее предоставление сертификата в установленные сроки является основанием для восстановления льготного режима и возмещения уплаченных сумм таможенной пошлины.

В соответствии с законодательством при экспорте товаров Таможенная служба выдает следующие виды преференциальных сертификатов происхождения:

-      Сертификат передвижения товаров EUR.1 - свидетельствующий о стране происхождения товаров, экспортируемых в государства Европейского Союза в рамках Автономных Торговых Преференций, предоставляемых Республике Молдова согласно положениям Регламента (СЕ) № 55/2008 Совета от 21 января 2008 г. по введению автономных преференций для Республики Молдова и по изменению Регламента (СЕ) № 980/2005 и Решения 2005/924/ЕС комиссии. Процедура выдачи сертификата установлена Приказом Таможенной службы  N 50-O  от  18.02.2008

-      Транспортный сертификат EUR.1 - свидетельствующий о стране происхождения товара согласно критериям происхождения, установленным согласно Центральноевропейскому соглашению о свободной торговле (CEFTA). Процедура выдачи сертификата установлена Приказом Таможенной службы N244-O  от  03.07.2007

-      Сертификат происхождения товаров Формы А - подтверждающий документ, однозначно подтверждающий страну происхождения товаров, экспортируемых в государства, которые не являются членами Европейского Союза и предоставляют Республике Молдова Общую Систему Преференций. Процедура выдачи сертификата установлена Приказом Таможенной службы N 50-O  от  18.02.2008

-      Сертификат происхождения формы СТ-1 - свидетельствующий о стране происхождения товаров согласно критериям происхождения, установленным согласно Правилам определения страны происхождения товаров (утвержденными Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств (СНГ) от 30.11.2000 г.), для товаров, происходящих из Республики Молдова, при их экспорте в страны-участницы Соглашения о создании Зоны свободной торговли в рамках CНГ. Процедура выдачи сертификата установлена Приказом Таможенной службы N 331-от  07.09.2007.

 

 

Нетарифное регулирование

Нетарифное регулирование Республики Молдова осуществляется на основании Закона Республики Молдова о государственном регулировании внешнеторговой деятельности № 1031-XIV от 08.06.2000 г., другими законодательными актами и международными договорами.

Лицензирование импорта, экспорта товаров

В соответствии со статьей 8 Закона Республики Молдова о лицензировании отдельных видов деятельности № 451-XV от 30.07.2001 г., лицензирование каких-либо видов деятельности осуществляется, основываясь на следующих принципах:

а) обеспечение равенства прав и законных интересов всех предприятий, организаций, физических лиц;

б) подтверждение заявителем его способности осуществлять под свою ответственность конкретный вид деятельности;

в) защита прав, законных интересов и здоровья граждан, защита окружающей среды и обеспечение безопасности государства;

г) установление единого порядка лицензирования на территории Республики Молдова;

д) гласность и открытость лицензирования.

Данный закон определяет следующий перечень видов деятельности, требующих получения лицензии:

- импорт этилового спирта; импорт и (или) оптовая реализация импортируемой алкогольной продукции и (или) пива;

- производство этилового спирта, алкогольной продукции, пива и (или) хранение, оптовая реализация этилового спирта, алкогольной продукции и пива отечественного производства;

- импорт табачных изделий; импорт и (или) промышленная переработка табака; производство табачных изделий и (или) оптовая реализация табачных изделий и ферментированного табака;

- импорт и (или) реализация средств фитосанитарного назначения и средств, повышающих плодородие почвы;

- деятельность, связанная с импортом, экспортом, использованием, транспортировкой, обслуживанием, складированием источников ионизирующих излучений и радиоактивных материалов (включая радиоактивные отходы), с осуществлением измерений полей ионизирующих излучений;

- импорт и (или) производство, складирование, оптовая реализация токсических химических веществ и материалов, а также изделий и иной продукции бытовой химии; производство, импорт и (или) экспорт, реэкспорт веществ, разрушающих озоновый слой, а также оборудования и продукции, содержащих подобные вещества;

- импорт и (или) экспорт, торговля оружием и боеприпасами, ремонт служебно-штатного, спортивного и (или) охотничьего, учебного, наградного, коллекционного оружия и оружия самообороны;

- импорт, хранение и (или) использование взрывчатых материалов (включая пиротехнические), ведение взрывных работ;

- импорт, экспорт, разработка, производство и реализация криптографических и технических средств защиты информации, специальных технических устройств, предназначенных для негласного получения информации, предоставление услуг в области криптографической и технической защиты информации (кроме деятельности, осуществляемой органами публичной власти, наделенными таким правом согласно закону);

- производство, реализация, техническое обслуживание, ремонт и проверка изделий медицинской техники и оптики;

- импорт и (или) оптовая или розничная торговля бензином, дизельным топливом и сжиженным газом;

- производство и (или) поставка, передача, распределение электрической энергии;

- розничная торговля алкогольными напитками и (или) пивом;

- розничная торговля табачными изделиями.

Лицензия выдается на год, три года или пять лет – в зависимости от вида деятельности, предусмотренного Законом. Для получения лицензии руководитель предприятия или организации либо уполномоченное им лицо или непосредственно физическое лицо подает в лицензирующий орган заявление установленного образца, в котором содержатся:

а) наименование, организационно-правовая форма, юридический адрес и фискальный код предприятия или организации либо фамилия, имя, адрес и фискальный код физического лица;

б) вид деятельности (в полном объеме или частично), на осуществление которого заявитель намеревается получить лицензию;

в) местонахождение филиалов или иных обособленных подразделений предприятия или организации, на которых будет осуществляться деятельность на основании лицензии;

г) подтверждение заявителем его способности осуществлять под свою ответственность конкретный вид деятельности и достоверности представленных документов.

Тарифные квоты

Молдова применяет тарифные квоты на импорт белого сахара и изделий из него в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова об утверждении порядка администрирования тарифных квот на импорт белого сахара и изделий из сахара №563 от 10 сентября 2009 г (Казахстан не осуществляет экспорт белого сахара в Молдову). Ранее Молдовой применялись тарифные квоты на импорт мяса и молочной продукции.

Также Молдова пользуется тарифными преференциями в торговле с ЕС и получает квоты на беспошлинные поставки ряда продовольственных и сельскохозяйственных товаров. Среди них:

- мясо свежее;                                    

- мясо в рассоле;

- пшеница и меслин;

- яйца;

- ячмень;

- кукуруза;

- белый сахар;

- вина, за исключением игристых вин.

Запрет на ввоз товаров

В соответствии с Законом о порядке ввоза в Республику Молдова и вывоза с ее территории имущества физическими лицами N 1569-XV от 20.12.2002 г., физическим лица запрещен ввоз автотранспортных средств со сроком эксплуатации более 10 лет, кроме ретроавтомобилей. А также транспортных средств с вместимостью пассажиров более 20 человек – со сроком эксплуатации более 7 лет.

 

Защитные, антидемпинговые и компенсационные меры

Обзор законодательства в сфере применения защитных, антидемпинговых и компенсационных мер

Сферу антидемпинговых, компенсационных и защитных мер в Республике Молдова регламентируют следующие нормативные и законодательные акты:

– Закон об антидемпинговых, компенсационных и защитных мерах № 820-XIV от 17 февраля 2000 года (Официальный монитор Республики Молдова № 5-7/13 от 18 января 2000 года);

– постановление Правительства Республики Молдова об учреждении Органа по расследованию ситуаций в сфере антидемпинговых, компенсационных и защитных мер № 1324 от 9 октября 2002 года (Официальный монитор Республики Молдова № 142-143/1457 от 17 октября 2002 года);

– постановление Правительства Республики Молдова об утверждении Положения об Органе расследования ситуаций в сфере антидемпинговых, компенсационных и защитных мер № 1678 от 24 декабря 2002 года (Официальный монитор Республики Молдова № 185-189/1833 от 31 декабря 2002 года).

Так как Республика Молдова является членом ВТО, все вышеперечисленные законодательные акты были разработаны в соответствии с нормами и требованиями данной организации.

Также учитывая участие Молдовы в ДЗСТ СНГ 2011 г., согласно положениям, которого защитные, антидемпинговые и компенсационные меры должны соответствовать соглашениям ВТО об антидемпинговых, компенсационных и защитных мерах, а также статьям VI, XVI, XIX ГАТТ 1994.

Таким образом, законодательство Молдовы подчиняется базовым принципам соответствующих соглашений ВТО – наличие демпинга, увеличение импорта, наличие запрещенных субсидий, вред или угроза местным производителям, а также причинно-следственная связь.

Статистика и обзор применения мер/участия в разбирательствах в качестве ответчика

Согласно данным представленным на официальном сайте ВТО, Молдова не начинала расследований и соответственно не применяла антидемпинговых и компенсационных мер.

Что касается защитных мер – Молдова инициировала одно расследование в отношении импорта сахара в 2003 году. В 2004 г. по итогам данного расследования Молдовой была принята защитная мера в отношении импорта сахара. В дальнейшем, молдавским правительством была введена тарифная квота на импорт сахара в страну.

Также в отношении Молдовы проводились антидемпинговые расследования – в 2000, 2001, 2008 гг. Инициаторами данных расследований являлись Канада, ЕС, и США соответственно. Против молдавского импорта антидемпинговые меры применялись 4 раза. Одна мера в 1995 г., две в 2001, и одна в 2002 г. Страны применявшие меры против молдавского импорта – Канада, Турция, США. Все эти антидемпинговые меры относятся к сектору XV гармонизированной секторной системы. К данному сектору относятся цветные металлы и изделия из них.

 

Налоговое регулирование

Налоговый Кодекс Республики Молдова устанавливает систему налогов, взимаемых в Государственный бюджет Молдовы, общие принципы налогообложения, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов, права и обязанности налогоплательщиков, органов налоговой службы, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушение налогового законодательства, обжалование решений органов налоговой службы и действий их должностных лиц.

Налоговую систему Молдовы можно охарактеризовать как относительно простую и достаточно эффективную в использовании, позволяющую государству выполнять свои функции в социальной, экономической, оборонной и других сферах. Создана нормативно-законодательная база налогообложения юридических и частных лиц.

Подоходный налог

Субъектами налогообложения являются:

а) юридические и физические лица–резиденты Республики Молдова, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также лица, осуществляющие профессиональную деятельность, которые в течение налогового периода получают доход из любых источников, находящихся в Республике Молдова, а также доход из любых источников, находящихся за пределами Республики Молдова;

б) физические лица–резиденты – граждане Республики Молдова, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность и в течение налогового периода получают налогооблагаемые доходы из любых источников, находящихся в Республике Молдова, и из любых источников, находящихся за пределами Республики Молдова, за их деятельность в Республике Молдова;

в) физические лица–резиденты – граждане Республики Молдова, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность и получают инвестиционный и финансовый доход из любых источников, находящихся за пределами Республики Молдова;

г) физические лица–резиденты – иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие деятельность на территории Республики Молдова и получающие доход из любых источников, находящихся в Республике Молдова, и из любых источников, находящихся за пределами Республики Молдова, за их деятельность в Республике Молдова, за исключением инвестиционного и финансового дохода из любых источников, находящихся за пределами Республики Молдова;

д) физические лица–нерезиденты, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Республики Молдова (облагаются налогом у источника).

Общая сумма подоходного налога определяется:

а) для физических лиц и индивидуальных предпринимателей, – в размере:

- 7 процентов годового облагаемого дохода, не превышающего 26700 леев;

- 18 процентов годового облагаемого дохода, превышающего 26700 леев;

б) для юридических лиц – в размере 12 процентов облагаемого дохода;

в) для крестьянских (фермерских) хозяйств – в размере 7 процентов облагаемого дохода;

г) для хозяйствующих субъектов, доход которых был косвенным методом оценки налогового обязательства, – в размере 15 процентов от превышения оцененного дохода над валовым доходом, зарегистрированным в бухгалтерском учете хозяйствующим субъектом.

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (далее – НДС) – общегосударственный налог, представляющий собой форму изъятия в бюджет части стоимости поставленных товаров, оказанных услуг, подлежащих налогообложению на территории Республики Молдова, а также части стоимости облагаемых товаров, услуг, импортируемых в Республику Молдова.

Субъектами налогообложения являются:

а) юридические и физические лица, зарегистрированные или подлежащие регистрации в соответствии с требованиями статьи 112;

б) юридические и физические лица, импортирующие товары, кроме физических лиц, импортирующих товары для личного пользования или потребления, стоимость которых не превышает лимит, установленный действующим законодательством;

в) юридические и физические лица, импортирующие услуги, независимо от того, зарегистрированы они или нет в соответствии со статьей 112.

Статья 112 Налогового кодекса Молдовы устанавливает обязательно требование регистрации субъекта предпринимательства как плательщика НДС, в случае если он в течение 12 месяцев осуществлял поставки товаров и услуг на сумму более 600 000 леев.

В соответствии со статьей 96 Налогового кодекса, устанавливаются следующие ставки НДС:

а) стандартная ставка – в размере 20 процентов от облагаемой стоимости импортируемых товаров и услуг и поставок, осуществляемых на территории Республики Молдова;

б) сниженные ставки в размерах:

8 процентов – на хлеб и хлебобулочные изделия (коды ТН ВЭД 190120000, 190540, 190590300, 190590600, 190590900), молоко и молочные продукты (коды ТН ВЭД 0401, 0402, 0403, 0405, 040610200), поставляемые на территорию Республики Молдова, за исключением предназначенных для детей продовольственных товаров, не облагаемых НДС в соответствии с пунктом 2) части (1) статьи 103;

8 процентов – на лекарства, указанные в товарных позициях 3001–3004, как предусмотренные в Государственном реестре медикаментов, так и разрешенные Министерством здравоохранения, импортируемые и/или реализуемые на территории Республики Молдова, а также лекарства, изготовленные в аптеках по магистральным рецептам, содержащие одобренные ингредиенты (лекарственные вещества);

8 процентов – на товары, импортируемые и/или поставляемые на территорию Республики Молдова, указанные в товарных позициях 3005, 300610, 300620000, 300630000, 300640000, 300660, 300670000, 370790, 380894, 382100000, 382200000, 4014, 4015, 481890, 900110900, 900130000, 900140, 900150, 901831, 901832, 901839000;

8 процентов – на сахар из сахарной свеклы, импортируемый и/или поставляемый на территорию страны;

8 процентов – на продукцию растениеводства и садоводства в натуральном виде и продукцию животноводства в натуральном виде, живом и убойном весе, произведенную в стране и поставляемую на территорию страны;

6 процентов – на природный и сжиженный газ, классифицируемый по товарной позиции 2711, как импортируемый, так и поставляемый на территорию Республики Молдова;

в) нулевая ставка – на товары и услуги, поставляемые в соответствии со статьей 104.

Освобождение от уплаты НДС

(1) Не облагаются НДС импорт товаров, услуг и осуществленные субъектами налогообложения поставки товаров, услуг, являющихся результатом их предпринимательской деятельности в Республике Молдова:

1) жилье, земля, их аренда, право на их поставку и аренду, за исключением комиссионных, связанных с такими сделками;

2) товары, указанные в товарных позициях 040229110, 190110000, а также продовольственные товары, предназначенные для детей, указанные в товарных позициях 16021000, 20051000, 200710100, 200710910, 200710990;

3) государственное имущество, выкупаемое в порядке приватизации;

4) детские дошкольные учреждения, санатории и другие объекты социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дороги, электрические сети и подстанции, газовые сети, водозаборные сооружения и другие подобные объекты, передаваемые безвозмездно органам публичной власти (или по их решению специализированным предприятиям, осуществляющим использование и эксплуатацию указанных объектов по назначению), а также предприятиям, учреждениям и организациям органами публичной власти;государственное имущество, передаваемое безвозмездно по решению органов публичной власти с баланса одного государственного предприятия на баланс другого государственного предприятия или с баланса одного муниципального предприятия на баланс другого муниципального предприятия; работы по технической экспертизе и поисково-разведочные, проектные, строительные и реставрационные работы, осуществляемые с привлечением денежных средств, пожертвованных физическими и юридическими лицами, по объектам, включенным в утвержденный Парламентом перечень;

5) товары, услуги учреждений образования, связанные с учебно-производственным и воспитательным процессом, при условии направления средств, полученных от поставки данных товаров, услуг, на общеобразовательные цели; услуги по обучению детей и подростков в кружках, секциях, студиях; услуги детям и подросткам с использованием спортивных сооружений; услуги, связанные с содержанием детей в дошкольных учреждениях; услуги по подготовке и совершенствованию кадров;

6) выполняемые уполномоченными на то органами услуги (действия), за которые взимается государственная пошлина; все виды деятельности, связанные с уплатой пошлин и сборов, взимаемых государством при лицензировании, регистрации и выдаче патентов, а также с уплатой пошлин и сборов, взимаемых органами центрального и местного публичного управления; услуги, оказываемые адвокатами и нотариусами, судебными исполнителями; услуги по регистрации в реестре недвижимого имущества и выдаче выписок из этого реестра; услуги по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и по предоставлению информации из соответствующих государственных регистров;

7) услуги (кроме посреднических), связанные с патентно-лицензионными операциями, касающимися объектов промышленной собственности, а также получение авторских прав;

8) конфискованное, бесхозяйное имущество, имущество, перешедшее по праву наследования государству, клады;

9) услуги по уходу за больными и престарелыми, а также товары, предназначенные для подготовки пакетов малоимущим старикам за счет благотворительных организаций и бесплатно им распределенные;

10) медицинские услуги, за исключением косметических; а также лекарственное сырье, материалы, изделия, первичная и вторичная упаковка, используемые для приготовления и производства лекарств, разрешенные Министерством здравоохранения, за исключением этилового спирта, косметических средств; протезно-ортопедические изделия и аппараты (товарная позиция 9021); путевки (курсовки) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, пакеты туристических услуг; технические средства, в том числе автотранспортные, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов;

11) товары собственного производства студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений, больниц, детских дошкольных учреждений, столовых иных учреждений и организаций социально-культурной сферы, финансируемых частично или полностью из бюджета, а также столовых, специализированных на организации питания малоимущих стариков за счет благотворительных организаций;

12) финансовые услуги:

а) предоставление или передача кредитов, гарантий по кредитам, иное обеспечение денежно-кредитных операций, в том числе управление займами, кредитами или гарантиями по кредитам со стороны кредиторов (кредитные, переводные и доверительные операции, связанные с кредитованием, расчетно-кассовые операции, розыск сумм, не поступивших на счета, открытие, закрытие и переоформление счетов);

б) операции, связанные с ведением депозитных счетов, в том числе вкладных, расчетных и бюджетных, платежи, переводы, долговые обязательства, чеки и другие финансовые инструменты, за исключением доходов, полученных от продажи товаров в случае невозврата кредита, от информационных, консультационных, экспертных услуг, от покупки и аренды брокерских мест на биржах, от сдачи в аренду, от услуг по инкассации и доставке наличности клиентам, от услуг по приему на хранение и пересылке ценностей, наличности, ценных бумаг и документов, доходов от доверительных операций в части управления имуществом клиентов, от ликвидации имущества обанкротившихся предприятий, от платного обеспечения клиентов нормативными документами;

в) операции, связанные с обращением валюты, денежных средств, банкнот, являющихся законными средствами платежа (кроме используемых в нумизматических целях), товары, классифицируемые по товарной позиции 7108, поставляемые Национальному банку Молдовы;

г) операции, связанные с выпуском акций, облигаций, векселей и других ценных бумаг, в том числе коммерческие и посреднические операции на рынке ценных бумаг и операции независимых регистраторов;

д) операции, связанные с производными финансовыми инструментами, с форвардными соглашениями, опционами и другими финансовыми операциями;

е) услуги, связанные с управлением инвестиционными фондами и квалифицированными негосударственными пенсионными фондами;

ж) операции по страхованию и/или перестрахованию, включая посреднические услуги;

13) почтовые услуги, включая доставку пенсий, субсидий, пособий;

14) услуги, связанные с азартными играми, оказываемые субъектами предпринимательства, осуществляющими игорный бизнес (в том числе с использованием игровых автоматов), за исключением услуг, стоимость которых полностью или частично включена в ставку или входную плату, и других услуг по обслуживанию зрителей или участников; лотереи;

15) услуги по захоронению и кремированию трупов людей или животных и связанная с этим деятельность: подготовка трупов к захоронению или кремации, бальзамирование и услуги, предоставляемые похоронным бюро; аренда оборудованных помещений в салонах для покойников; аренда или продажа мест на кладбище; содержание могил и уход за ними; благоустройство и содержание кладбищ; перевозка трупов; обряды и церемонии, проводимые религиозными организациями; организация похорон и церемоний кремации; изготовление и/или доставка гробов, венков;

16) проживание в общежитиях; коммунальные услуги, предоставляемые населению: наем жилья, техническое обслуживание жилых домов, водоснабжение, водоотведение (канализация), санитарная очистка, пользование лифтом;

17) услуги пассажирских перевозок по территории страны, а также услуги по продаже билетов на пассажирский транспорт на территории страны;

18) электрическая энергия, импортируемая и поставляемая распределительным сетям или импортируемая распределительными сетями, за исключением услуг по транспортировке импортируемой электрической энергии;

19) услуги, связанные с подтверждением прав обладателей земли;

20) книжная продукция и периодические издания, за исключением носящих рекламный и эротический характер, классифицируемые по товарным позициям 4901, 4902, 490300000, 490400000 и 4905, а также услуги по изданию книжной продукции и периодических изданий, за исключением носящих указанный характер;

21) импортируемые акцизные марки, предназначенные для маркирования подакцизных товаров;

22) услуги, оказываемые созданными в соответствии со статьей 87 Закона о предпринимательских кооперативах N 73-XV от 12 апреля 2001 года обслуживающими сельскохозяйственными кооперативами членам этих кооперативов, при условии, что не менее 75 процентов общей стоимости осуществленных поставок составляет стоимость товаров и услуг, поставленных кооперативом его членам, и стоимость товаров, поставленных кооперативу его членами;

23) материальные активы, стоимость которых превышает 6000 леев за единицу и срок эксплуатации которых превышает один год, предназначенные для включения в уставный капитал в порядке и сроки, установленные законодательством. Порядок применения данной налоговой льготы устанавливается положением, утвержденным Правительством.

Акцизы. В соответствии с Налоговым кодексом, Молдова очень активно применяет акцизы нам импорт товаров. Причем следует отметить широту перечня подакцизной продукции. Он включает в себя разнообразные товары – алкогольные напитки и пиво, спирт, сигареты, химикаты, автомобили, предметы одежды и ювелирные изделия.

Таблица. Перечень подакцизных товаров

Товарная позиция 

Наименование товара

Единица измерения

Ставка акциза

160430

Икра и ее заменители

стоимость в леях

25%

220300

Пиво солодовое

литр

1,85 лея

2205

Вермуты и прочие виноградные вина с добавлением растительных или ароматических веществ

литр абсолютного алкоголя/ стоимость в леях

15 леев + 15%

220600

Напитки прочие сброженные (например, сидр, перри или сидр грушевый, напиток медовый); смеси из сброженных напитков и смеси сброженных напитков и безалкогольных напитков, в другом месте не поименованные или не включенные

литр абсолютного алкоголя/ стоимость в леях

15 леев + 15%

2207

Спирт этиловый неденатурированный с объемной долей этилового спирта 80% или более; этиловый спирт и прочие спирты, денатурированные, любой концентрации

литр абсолютного алкоголя/ стоимость в леях

15 леев + 15%

2208

Спирт этиловый неденатурированный с объемной долей этилового спирта менее 80%, дистилляты, ликеры и прочие спиртные напитки

литр абсолютного алкоголя/ стоимость в леях

30 леев + 30%

240210000

сигары, сигары с обрезанными концами и сигариллы, содержащие табак

стоимость в леях

40%

240220

Сигареты, содержащие табак:

 

 

- с фильтром

1000 шт./ стоимость в леях

20 леев + 24%

- без фильтра

1000 шт.

20 леев

240290000

Прочие сигары, сигариллы и сигареты, содержащие заменители табака

стоимость в леях

40%

270710100

Бензолы для использования в качестве топлива

тонна

2885 леев

270720100

Толуолы для использования в качестве топлива

тонна

2885 леев

270730100

Ксилолы для использования в качестве топлива

тонна

2885 леев

270750

Смеси ароматических углеводородов прочие, 65 об.% которых или более (включая потери) перегоняется при температуре 250°C по методу ASTM D 86

тонна

2885 леев

270900100

Газовый конденсат природный

тонна

2885 леев

271011110-
271019290

Легкие и средние дистилляты

тонна

2885 леев

271019310-
271019490

Газойли, включая дизельное и печное топливо (горючее)

тонна

1200 леев

271019510

Топлива жидкие для специфических процессов переработки

тонна

1200 леев

271019610

Топлива жидкие с содержанием серы не более 1 мас.%

тонна

1200 леев

271112

Пропан

тонна

1800 леев

271113

Бутаны

тонна

1800 леев

271114000

Этилен, пропилен, бутилен и бутадиен

тонна

1800 леев

271119000

Прочие

тонна

1800 леев

280430000

Азот

тонна

100 евро

280440000

Кислород

тонна

110 евро

290110000

Углеводороды ациклические насыщенные

тонна

2885 леев

290124100

Бута-1,3-диен

тонна

2885 леев

290129000

Прочие углеводороды ациклические ненасыщенные

тонна

2885 леев

290211000

Циклогексан

тонна

2885 леев

290219

Прочие цикланы (циклоалканы), циклены (циклоалкены) и циклотерпены

тонна

2885 леев

искл.290220000

Бензол для использования в качестве горючего или топлива

тонна

2885 леев

290230000

Толуол

тонна

2885 леев

290244000

Смеси изомеров ксилола

тонна

2885 леев

290290900

Прочие углеводороды циклические

тонна

2885 леев

290511000 – 290513000

Моноспиртынасыщенные (метанол, пропанол, бутан-1-ол)

тонна

2885 леев

290514

Прочие бутанолы

тонна

2885 леев

290516

Октанол (спирт октиловый) и его изомеры

тонна

2885 леев

290519000 – 290549

Спирты ациклические и их галогенированные, сульфированные, нитрованные или нитрозированные производные

стоимость в леях

5%

искл.290519000

Пентанол (спирт амиловый)

тонна

2885 леев

2906

Спирты циклические и их галогенированные, сульфированные, нитрованные или нитрозированные производные

стоимость в леях

5%

2909

Эфиры простые, эфироспирты, эфирофенолы, эфироспиртофенолы, пероксиды спиртов, простых эфиров и кетонов (определенного или неопределенного химического состава) и их галлогенированные, сульфированные, нитрованные или нитрозированные производные

тонна

2885 леев

3302

Смеси душистых веществ и смеси (включая спиртовые растворы) на основе одного или более таких веществ, используемые в качестве промышленного сырья; прочие препараты на основе душистых веществ, используемые для производства напитков

стоимость в леях

5%

330300

Духи и туалетная вода

стоимость в леях

30%

321210

Фольга для тиснения

стоимость в леях

5%

321290

Прочие пигменты (включая металлические порошки и хлопья), диспергированные в неводных средах, жидкие или пастообразные, используемые при производстве красок (включая эмали)

стоимость в леях

5%

381400900

Прочие растворители и разбавители сложные органические, в другом месте не поименованные; готовые составы для удаления красок или лаков

тонна

2885 леев

381700500

Алкилбензол линейный

тонна

2885 леев

381700800

Прочие

тонна

2885 леев

искл. 4303

Одежда меховая (норка, песец, лиса, соболь)

стоимость в леях

25%

7113

Ювелирные изделия и их части из драгоценных металлов или металлов, плакированных драгоценными металлами:

 

 

 

- из драгоценных металлов, имеющих или не имеющих гальванического покрытия, плакированных или не плакированных драгоценными металлами:

 

 

711311000

- – из серебра, имеющего или не имеющего гальванического покрытия, плакированного или не плакированного другими драгоценными металлами

грамм

2,00 лея

711319000

- – из прочих драгоценных металлов, имеющих или не имеющих гальванического покрытия, плакированных или не плакированных драгоценными металлами

грамм

30 леев

711320000

- из недрагоценных металлов, плакированных драгоценными металлами

грамм

30 леев

8519

Аппаратура звукозаписывающая или звуковоспроизводящая

стоимость в леях

15%

852110

Аппаратура видеозаписывающая или видеовоспроизводящая, совмещенная или не совмещенная с видеотюнером, на магнитной ленте

стоимость в леях

5%

852190000

Прочая аппаратура видеозаписывающая или видеовоспроизводящая, совмещенная или не совмещенная с видеотюнером

стоимость в леях

5%

8527

Аппаратура приемная для радиотелефонной, радиотелеграфной связи или радиовещания, совмещенная или не совмещенная в одном корпусе со звукозаписывающей или звуковоспроизводящей аппаратурой или часами

стоимость в леях

5%

8703

Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили:

 

 

 

- транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием с возвратно-поступательным движением поршня прочие:

 

 

870321

- – с рабочим объемом цилиндров двигателя не более 1000 см3

см3

0,36 евро

870322

- – с рабочим объемом цилиндров двигателя более 1000 см3, но не более 1500 см3

см3

0,48 евро

870323

- – с рабочим объемом цилиндров двигателя более 1500 см3, но не более 2000 см3

см3

0,73 евро

 

- – с рабочим объемом цилиндров двигателя более 2000 см3, но не более 3000 см3

см3

1,21 евро

870324

- – с рабочим объемом цилиндров двигателя более 3000 см3

см3

3,50 евро

 

- транспортные средства с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем) прочие:

 

 

 

Автомобили легковые с двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем): 

 

 

 

- – Транспортные средства с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем) прочие:

 

 

870331

- – с рабочим объемом цилиндров двигателя не более 1500 см3

см3

0,48 евро

870332

- – с рабочим объемом цилиндров двигателя более 1500 см3, но не более 2500 см3

см3

1,21 евро

870333

- – с рабочим объемом цилиндров двигателя более 2500 см3

см3

3,50 евро

 

Налог за пользование недрами и природными ресурсами

Как и любая другая страна, Молдова осуществляет сбор налогов за пользование недрами и природными ресурсами. Размеры данных сборов, закрепленных в налоговом кодексе РМ, представлены в таблицах 35 и 36.

Ставки сбора за воду

Сбор за воду взимается в следующих размерах:

1) за каждый 1 куб.м воды, добытой из водного фонда, – 0,3 лей;

2) за каждый 1 куб.м добытой природной минеральной воды, питьевой воды, добытой в целях розлива в бутылки – 16 леев;

3) за каждые 10 куб.м воды, используемой гидроцентралями, – 0,06 лея.

Таблица. Ставки сбора за добычу полезных ископаемых

N п/п

Полезные ископаемые

Ставка сбора (в процентах от стоимости добытых полезных ископаемых)

1.

Горнорудное сырье и нерудное сырье для промышленности (гранит, габбронорит, диатомит, трепела, флюсовые известняки, глины бентонитовые, тугоплавкие, огнеупорные и формовочные, сырье стекольное кварцевое и кремнистое)

7

2.

Нерудные строительные материалы (цементное сырье, мел, камни облицовочные, пильные, бутовые и на щебень, пески строительные, песчано-гравийная смесь, галька, гравий, керамзитное сырье, глины кирпичные и др.)

6

3.

Нефть

20

4.

Газ

20

5.

Гипс, песчаник

10

Таблица. Ставки сбора за отпускаемую на корню древесину

N п/п

Лесная порода

Ставка сбора за куб. м (в леях)

Деловая древесина (без коры)

Дровяная древесина (в коре)

крупная

средняя

мелкая

1.

Сосна

16

11

6

2

2.

Ель

14

10

5

2

3.

Дуб, ясень, клен, бук

28

20

10

3

4.

Акация

25

19

9

3

5.

Абрикос, черешня, шелковица, яблоня, груша

43

30

16

3

6.

Береза, вяз, липа, граб, гледичия

16

11

6

2

7.

Осина, тополь, ива

10

7

4

2

8.

Орех

52

37

26

2

9.

Ива (лоза)

-

-

2

-

10.

Различные виды твердых пород

22

18

8

2

11.

Различные виды мягких пород

9

6

3

2

12.

Различные виды хвойных пород

12

9

4

2

 

Налоговая система Молдовы в целом соответствует принятым на территории СНГ примерам, и по сути своей не отличается от других стран. Особенно следует отметить достаточно высокую степень структурированности Налогового кодекса и наличие исчерпывающих перечней в нем.

Касательно иностранных лиц и компаний – Налоговый кодекс Молдовы достаточно лоялен к таковым. Так, резидентом считается любое лицо, находящееся на территории Молдовы 183 дня налогового года. Под категорию юридических лиц попадают любые хозяйственные товарищества или общества.

Следует отметить достаточно высокий уровень НДС – 20% (стандартная ставка), при этом для юридических лиц подоходный налог равняется 12%. Также важно обратить внимание на внушительный список подакцизных товаров, а также довольно сложную систему исчисления данных акцизов конкретно к каждому товару.

 

Регулирование сектора государственных закупок

Молдова имеет статус наблюдателя в Соглашении ВТО о государственных закупках с 2001 года. Регулирование государственных закупок в Молдове осуществляется посредством Закона «О государственных закупках» от 13 апреля 2007 года № 96-XVI (далее в разделе - Закон). Согласно данному Закону, государственные закупки осуществляются органами публичной власти, юридическими лицами публичного права или объединением этих органов или лиц. Данный закон применяется в отношении договоров о государственных закупках товаров и услуг на сумму не менее 40 000 леев, а так же договоров о государственных закупках работ на сумму не менее 50 000 леев. По состоянию на июль 2013 г., 1 долл. США равен 12,4 молдавского лея.

Закон не применяется к:

a) договорам об оказании услуг в области научных исследований и разработок, пользователем которых является исключительно закупающий орган, предназначенных для использования в собственных целях и для осуществления собственной деятельности, при условии, что оказанные услуги полностью оплачиваются закупающим органом и что их стоимость не превышает или находится в рамках рыночных цен на такие услуги;

б) договорам о государственных закупках, предметом которых являются услуги по арбитражу и/или примирению;

в) договорам о государственных закупках, связанным с эмиссией, покупкой, продажей или передачей ценных бумаг или других финансовых документов, особенно с операциями закупающих органов по накоплению денег или капитала;

в-1) договорам о печатании банкнот и чеканке монет, а также о их транспортировке;

в-2) договорам присоединения, заключенным Национальным банком Молдовы с международными финансовыми учреждениями, экономическими операторами - нерезидентами, по которым поставляются товары, работы и услуги, обеспечивающие обслуживание автоматизированной системы межбанковских платежей, рынка государственных и межбанковских ценных бумаг, управление валютными резервами государства, обслуживание валютных операций государства, в том числе внешнего долга, внешний аудит годовых финансовых отчетов, счетов и регистров Национального банка;

г) услугам, оказываемым Национальным банком Молдовы;

д) договорам о государственных закупках, объявленным в соответствии с законодательством секретными, если их выполнение должно сопровождаться специальными мерами безопасности, установленными законодательством;

е) договорам о государственных закупках, предметом которых являются трудовые договоры;

ж) договорам о концессии общественных работ и услуг;

з) договорам о государственных закупках, присужденным одним закупающим органом другому или объединению закупающих органов на основании исключительного права, которым они обладают по закону;

и) договорам о государственных закупках, предметом которых является закупка товаров с целью перепродажи;

к) договорам о закупках закупающими органами товаров из государственных материальных и мобилизационных резервов;

л) договорам о закупках товаров, работ и услуг, связанным с производством или продажей оружия, боеприпасов и систем вооружения;

м) договорам о государственных закупках, регламентируемым различными процессуальными нормами и присуждаемым:

- на основании международного соглашения, заключенного между Республикой Молдова и одной или несколькими третьими странами, в отношении товаров или работ, необходимых для совместной реализации или освоения работ странами-участницами, или услуг, необходимых для совместной реализации или освоения какого-либо проекта странами-участницами;

- на основании международного соглашения о нахождении войск и об обязательствах Республики Молдова или третьего государства;

- в соответствии с особой процедурой международной организации.

н) договорам о печатании избирательных бюллетеней и других избирательных документов, об обеспечении материалами и оборудованием, предназначенными для избирательных органов в избирательный период;

о) договорам о государственных закупках, заключенным дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Молдова с экономическими операторами - резидентами государств, в которых они осуществляют деятельность.

Уполномоченным органом, администрирующим сферу государственных закупок в Молдове, является Агентство государственных закупок, подведомственное Министерству финансов.

В соответствии со статьей 15 Закона, любой экономический оператор со статусом предпринимателя, резидент или нерезидент, физическое или юридическое лицо, обладает правом участия, согласно настоящему закону, в процедуре присуждения договора о государственных закупках. Пункт 3 ст. 15 утверждает, что иностранный экономический оператор пользуется в Республике Молдова теми же правами в отношении участия в процедурах присуждения договоров о государственных закупках, которые установлены для экономических операторов Республики Молдова в стране, в которой он является резидентом. Таким образом, Молдова предоставляет доступ иностранным компаниям на основе принципа взаимности.

Статья 17 Закона устанавливает наличие в Молдове списка квалифицированных экономических операторов. Список квалифицированных экономических операторов представляет собой официальный документ, обеспечивающий допущение экономического оператора к участию в процедурах государственных закупок. Внесение в Список квалифицированных экономических операторов не является обязательным и осуществляется по желанию экономического оператора, после чего он получает подтверждающий сертификат.

Документы на предварительный отбор, документы по торгам и другие документы по государственным закупкам составляются и публикуются на государственном языке.

Данные документы могут быть составлены и на одном из языков международного общения в случаях, если:

а) характер запрашиваемых товаров, работ и услуг требует привлечения иностранных экономических операторов, ресурсов, технологий, оказания услуг по экспертизе или привлечения конкурентов из-за рубежа;

б) оценочная стоимость запрашиваемых товаров, работ и услуг превышает суммы, предусмотренные Законом.

Оферты представляются на государственном языке. Любой экономический оператор вправе сослаться на документацию по торгам и изложить свои требования на языке, на котором он представил оферту.

Присуждение договора о государственных закупках может осуществляться посредством:

a) открытых торгов;                        

б) торгов с ограниченным участием;

в) рамочного соглашения;

г) конкурентного диалога;

д) переговорных процедур;

е) закупок из одного источника;

ж) запроса ценовых оферт;

з) динамичных систем закупок;

и) электронных торгов;

к) закупок при планировании строительства социального жилья.

Основной процедурой присуждения договора о государственных закупках являются открытые торги. Другие процедуры закупок могут применяться лишь на условиях, прямо установленных настоящим законом.

Присуждение договора о государственных закупках осуществляется на основе следующих принципов:

a) соблюдение закона, правопорядка, добропорядочности и профессиональной этики;

б) выбор наиболее выгодной с технико-экономической точки зрения оферты;

в) обеспечение охраны окружающей среды и поддержка социальных программ в процессе выполнения договора.

Ключевой деталью регулирования сектора государственных закупок в Республике Молдова является принцип взаимности, применяемый к иностранным участникам государственных закупок. Таким образом, Молдова решает сразу два вопроса – непредоставление доступа на рынок слишком большому количеству компаний, и возможность открытия иностранных рынков для своих поставщиков товаров и услуг.

Также необходимо отметить список квалифицированных операторов. Данный список, по сути своей, не создает никаких барьеров для участия в государственных закупках, однако может ввести в некоторое заблуждение и стать причиной некоторых временных затрат для предпринимателей. Другой особенностью законодательства Молдовы является наличие требований по языку заявки или иной конкурсной документации. К ряду документов такие требования предъявляются, к ряду – нет. Это создает некоторые сложности для иностранных участников.

 

Инвестиционная политика

В соответствии с Законом Республики Молдова об инвестициях в предпринимательскую деятельность № 81-XV от 18.03.2004 г., уполномоченным органом по осуществлению и координации инвестиционной политики является Министерство экономики Республики Молдова.

Данный закон устанавливает следующие принципы инвестиционной политики:

- свобода осуществления инвестиций;

- недискриминация инвестиций;

- прозрачность;

- исполнение инвесторами обязанностей.

Государственные гарантии для иностранных инвесторов

Статья 6 закона, устанавливающая принцип недискриминации инвестиций, позволяет иностранным инвесторам получать те же гарантии что и местные предприниматели. Так, государство гарантирует следующее:

- соблюдение прав инвесторов;

- неприменение экспроприации или других подобных действий;

- возмещение убытков;

- дополнительные гарантии (в частности, посредством залога имущества);

- налоговые и таможенные льготы в соответствии с законодательством.

Также Закон об инвестициях наделяет иностранных инвесторов абсолютно одинаковыми требованиями к ведению бизнеса, что и местных предпринимателей.

Разрешение инвестиционных споров

Согласно законодательству Республики Молдова, стороны инвестиционного спора по обоюдному соглашению могут выбрать компетентную судебную инстанцию для разрешения своего спора, включая третейские суды adhoc (арбитраж созываемый по конкретному случаю) или на постоянно действующей основе. Причем, при разрешении споров посредством арбитража применяются международные правила и нормы, принятые Молдовой.

Формально Молдова предоставляет очень серьезные гарантии для иностранных инвесторов. Законодательно закреплены те же самые условия для иностранных и местных предпринимателей. Однако, фактически уровень защиты инвестиций не так хорош. Об этом можно судить и по низкому рейтингу DoingBusiness по показателю «Защита инвесторов» - лишь 82-ое место (в то время как Казахстан по этому показателю занимает 10 место), а так же по снижающемуся уровню иностранных инвестиций, что свидетельствует отчасти в потере интереса у инвесторов.  






Услуги Консалтинг в области торговли Сопровождение инвесторов Налаживание деловых контактов   Ресурсы Обзор законодательства Мониторинг рынка Инструменты защиты рынка Все о ВТО   О компании Цели Задачи   Контакты            


© Все права защищены. 2017 ITC group
Яндекс.Метрика

Пожалуйста подождите...

Операция успешно завершена.



ОШИБКА!




Написать нам

Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время



Оставить сообщение

Перезвоните мне

Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время



Заказать звонок
Имя*:
Почта*:
Номер телефона:
Сообщение*:
Код*: