Заказать звонок     Написать нам Рус / Қаз / Eng

Азербайджан


Таможенно-тарифное регулирование

Основной нормативно-правовой базой в области таможенно-тарифного регулирования в Азербайджанской Республике является Закон «О таможенном тарифе» от 20 июня 1995 года. Согласно статье 2 данного Закона, Таможенный тариф Азербайджанской Республики представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к перемещаемым через таможенную границу Азербайджанской Республики товарам и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Азербайджанской Республики определяется Кабинетом министров Азербайджанской Республики в соответствии с принятой в международной практике системой классификации товаров.

Таможенный тариф применяется как в отношении ввоза товаров на таможенную территорию Азербайджанской Республики, так и в отношении вывоза товаров с этой территории.

В стране применяются следующие виды пошлин:

-       адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости товаров;

-       специфические, начисляемые по установленной стоимости за единицу товара;

-       комбинированные, начисляемые сочетанием обоих видов.

В целях регулирования импорта и экспорта к некоторым товарам могут применяться сезонные пошлины. Срок применения таких пошлин не может превышать 6 месяцев.

 Ставки импортных таможенных пошлин регулируются постановлением Кабинета Министров Азербайджанской Республики № 161 от 22 декабря 2003 года «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Азербайджанской Республики «О ставках таможенных пошлин по экспортно-импортным операциям, размере сборов, взимаемых за таможенное оформление в Азербайджанской Республике» № 80 от 12 апреля 2001 года.

В целом в настоящее время проценты импортных таможенных пошлин соответствуют принятым в мировой практике нормам: 15%, 10%, 5%, 3%, 0%, 0,5%.

Однако в связи с намерением Азербайджанской Республики вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО), Государственным таможенным комитетом (ГТК) Азербайджана подготовлен проект перехода с многоступенчатой системы импортных (ввозных) таможенных пошлин к упрощенной трехступенчатой системе, что является одним из требований ВТО. В результате изменения классификации будут сохранены только три позиции - 0%, 5% и 15%.

В соответствии с договором о создании Зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года (который действует в торговле между Казахстаном и Азербайджаном) Азербайджанская Республика не применяет тарифных ограничений при импорте из государств–участников СНГ, исключая тарифные изъятия при импорте товаров из Республики Казахстан и Российской Федерации. Однако срок действия данных изъятий истек 1 января 2012 года.

В настоящее время действует новый Договор о зоне свободной торговли между государствами-участниками СНГ от 18 октября 2011 года, которому уже присоединились Армения, Белоруссия, Казахстан, Молдавия, Россия и Украина.

Таким образом, таможенный тариф применяется как в отношении ввоза товаров на таможенную территорию Азербайджанской Республики, так и в отношении вывоза товаров с этой территории.

В стране применяются следующие виды пошлин:

-       адвалорные;

-       специфические;

-       комбинированные.

 

Правила определения страны происхождения

Правила определения страны происхождения товара регулируются Законом «О таможенном тарифе» от 20 июня 1995 года.

Страна происхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию Азербайджанской Республики и вывоза товара с этой территории. Порядок определения страны происхождения товара устанавливается Кабинетом министров Азербайджанской Республики на основании положения упомянутого Закона. Для товаров из стран СНГ (за исключением Туркменистана и Узбекистана), правила определения происхождения устанавливаются Соглашением о правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009 года. В отношении Узбекистана и Туркменистана применяются Правила определения страны происхождения товаров от 24 сентября 1993 года.

Под страной происхождения товара понимается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с приведенными ниже критериями.

Товарами, полностью произведенными в данной стране, являются:

а) природные ресурсы (полезные ископаемые и минеральные продукты, водные, земельные ресурсы, ресурсы атмосферного воздуха), добытые из недр данной страны, на ее территории либо в ее территориальном море (ином водоеме страны) или с его дна, либо из атмосферного воздуха на территории данной страны;

б) продукция растительного происхождения, выращенная и/или собранная в данной стране;

в) живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

г) продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных;

д) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;

е) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны либо арендованным (зафрахтованным) ею;

ж) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в подпункте "е";

з) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;

и) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;

к) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендованных (зафрахтованных) ею;

л) товары, изготовленные в данной стране из продукции, указанной в подпунктах «а» - «к» настоящего пункта.

Если в производстве товара участвуют две и более страны, происхождение товара определяется в соответствии с критериями достаточной переработки.

Критериями достаточной переработки:

а) изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по Товарной номенклатуре на уровне любого из первых четырех знаков, происшедшие в результате переработки товара;

б) выполнение производственно-технологических операций, достаточных или не достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из данной страны (Приложение 1 к Соглашению о Правилах определения страны происхождения товаров государств-участников СНГ);

в) правило адвалорного пая — изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара (Приложение 1 к Соглашению о Правилах определения страны происхождения товаров государств-участников СНГ).

Не отвечающими критерию достаточной обработки/переработки товара считаются:

а) операции по обеспечению сохранности товара во время хранения или транспортировки;

б) операции по подготовке товара к продаже и транспортировке (дробление партий, формирование отправок, сортировка, переупаковка), операции по разборке и сборке упаковки;

в) мойка, чистка, удаление пыли, покрытие окисью, маслом или другими веществами;

г) глажка или прессование текстиля (любые виды волокон и пряжи, тканые материалы из любых видов волокон и пряжи и изделия из них);

д) операции по покраске или полировке;

е) шелушение, частичное или полное отбеливание, шлифовка и полировка зерновых и риса;

ж) операции по окрашиванию сахара или формированию кускового сахара;

з) снятие кожуры, извлечение семян и разделка фруктов, овощей и орехов;

и) затачивание, помол или резка, которые не приводят к существенному отличию полученных компонентов от исходного товара;

к) просеивание через сито или решето, сортировка, классифицирование, отбор, подбор (в том числе составление наборов изделий);

л) разлив, фасовка в банки, флаконы, мешки, ящики, коробки и другие простые операции по упаковке;

м) простые сборочные операции или разборка товаров по частям;

н) разделение продукта на компоненты, которое не приводит к существенному отличию полученных компонентов от исходного продукта;

о) смешивание продуктов (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих;

п) убой животных, разделка (сортировка) мяса;

р) комбинация двух или более указанных выше операций.

Таким образом, правила определения страны происхождения товара регулируются Законом «О таможенном тарифе» от 20 июня 1995 года, а для товаров из стран СНГ - соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров государств – участников СНГ от 20 ноября 2009 года. В соответствии с данным соглашением, страной происхождения товара считается государство-участник СНГ, на территории которого товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке. Критерии определения страны происхождения согласно упомянутому документу описаны выше.

 

Нетарифное регулирование

Согласно статье 19 Таможенного Кодекса Азербайджанской Республики ввоз в страну и вывоз из страны отдельных товаров и транспортных средств могут быть запрещены исходя из следующих соображений:

-     государственной безопасности;

-     защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья людей;

-     защиты животных и растений, охраны окружающей среды;

-     защиты художественного, исторического и археологического достояния азербайджанского народа и народов зарубежных стран;

-     защиты права собственности, в том числе, на объекты интеллектуальной собственности.

В постановлении Кабинета Министров Азербайджанской Республики №105 «Об утверждении Правил перемещения физическими лицами через таможенную границу» от 31 мая 2005 года приведен перечень товаров, ввоз которых в страну запрещен:

а)    служебное и гражданское оружие, оборот которого запрещен законодательством Азербайджанской Республики, все предметы военного назначения, взрывчатые вещества, военная техника;

б)   радиоактивные вещества;

в)   наркотические и психотропные вещества, принадлежности для их использования;

г)    материалы, пропагандирующие и рекламирующие безнравственность, насилие, терроризм;

д)   материалы, относящиеся к технологии изготовления наркотических, психотропных, отравляющих, взрывчатых веществ.

Товары, запрещенные к вывозу из Азербайджанской Республики:

а)    зоологические коллекции, их части или отдельные объекты, в том числе объекты животного мира, на вывоз или отправку, ввоз или получение которых не имеется разрешения Министерства экологии и природных ресурсов Азербайджанской Республики;

б)   ценные породы деревьев (грецкий орех, каштан, липа, дуб, бук, железное дерево);

в)   служебное и гражданское оружие, оборот которого запрещен законодательством Азербайджанской Республики, все предметы военного назначения, взрывчатые вещества, военная техника;

г)    радиоактивные вещества;

д)   наркотические и психотропные вещества, принадлежности для их использования;

е)    материалы, пропагандирующие и рекламирующие безнравственность, насилие, терроризм;

ж)  материалы, относящиеся к технологии изготовления наркотических, психотропных, отравляющих, взрывчатых веществ;

з)    специальные средства секретной связи, литература об их шифрах и эксплуатации;

и)   информационные системы, документы и архивы по оперативно-следственной деятельности Министерства обороны, Министерства национальной безопасности, Государственной пограничной службы и Министерства внутренних дел Азербайджанской Республики;

к)   документы, изобретения, проекты государственного значения;

л)   драгоценные металлы и драгоценные камни в виде сырья;

м)  редкие растения, внесенные в Красную книгу Азербайджанской Республики, рога маралов и косуль;

н)   объекты, являющиеся национальным культурным имуществом, внесенные в Государственный перечень национального культурного имущества Азербайджанской Республики, за исключением случаев проведения временных выставок, гастрольных поездок, реставрационных работ, презентаций, международных культурных мероприятий.

В соответствии с Указом Президента Азербайджанской Республики от 2 сентября 2002 года № 782 «Об усовершенствовании правил выдачи специальных разрешений (лицензий) на отдельные виды деятельности» для ввоза в страну или вывоза из страны ряда товаров необходимо получить специальные разрешения у соответствующих государственных органов.

 

Таблица. Перечень товаров, экспортируемых и импортируемых на основании распоряжения Кабинета министров Азербайджанской Республики

Наименование товара

Код ТН ВЭД

Оружие и военная техника, запасные части, необходимые для их производства

8710, 8802 (за исключением 8802 11 100, 8802 12 100, 8802 20 100, 8802 30 100, 8802 40 100),8803 (за исключением 8803 10 100,8803 20 100, 8803 30 100, 8803 90 910),8906 00 100, 9301, 9302, 9305 (относится только к боевому оружию);9306 (за исключением 9306 10 000,9306 29 100, 9306 30 910, 9306 30 930); 9013, 9013 10 100, 9013 20 000, 9013 80 000, 9014 (только военного назначения);8526 (только военного назначения)

Порох, взрывчатые вещества, средства взрывания и пиротехники

3601 (за исключением охотничьего пороха); 3602 — 3604

Ядерные материалы, технологии, оборудование и сооружения, специальные неядерные материалы, источники радиоактивного излучения, включая ядерные отходы

 

Наркотические и психотропные средства, химические яды

 

Отдельные виды научно-технической информации и технологий, материалов и оборудования, используемых для создания вооружений и военной техники

 

 

Таблица. Перечень специфических товаров (услуг и интеллектуальной собственности), экспортируемых и импортируемых с получением заключения соответствующих государственных органов

Наименование товара

Государственные органы, заключение которых требуется

Экспорт

Дикие животные, дикорастущие растения и кости животных, найденные при раскопках

Комитет по экологии и контролю за природопользованием Азербайджанской Республики 

Сырье из хищных зверей и дикорастущих растений для производства лекарств, яд змеи, фаланги и скорпиона

Комитет по экологии и контролю за природопользованием Азербайджанской Республики, Министерство здравоохранения Азербайджанской Республики

Сведения о месторождениях теплоэнергии и минерального сырья, расположенных на суше и в пределах морской экономической зоны Азербайджанской Республики и по районам

Государственный Комитет по геологии и минеральным ресурсам Азербайджанской Республики, Государственный комитет по земле и картографии Азербайджанской Республики

Изобретения, «ноу-хау» и результаты научно-исследовательских работ

Академия Наук Азербайджанской Республики, Государственный комитет по науке и технике Азербайджанской Республики

Произведения искусства, коллекционные предметы и антикварные вещи

Министерство культуры Азербайджанской Республики

Озоноразрушающие вещества и продукция, имеющая в своем составе такие вещества

Государственный комитет по экологии и контролю за природопользованием

Импорт

Химические средства, используемые для защиты растений

Министерство сельского хозяйства Азербайджанской Республики

Озоноразрушающие вещества и продукция, имеющая в своем составе такие вещества

Государственный комитет по экологии и контролю за природопользованием

Лекарства, биопрепараты и ветеринарные принадлежности, применяемые в ветеринарной медицине

Государственный комитет по ветеринарии Азербайджанской Республики

Лекарственные препараты и медицинские принадлежности

Министерство здравоохранения Азербайджанской Республики

Оказание услуг на территории Азербайджанской Республики

Строительная деятельность (инженерно-поисковые, проектные, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы)

Государственный комитет по строительству и архитектуре, Государственный комитет по экологии и контролю за природопользованием Азербайджанской Республики

Грузовые и пассажирские перевозки, транспортно-экспедиционные услуги

Управление Азербайджанской государственной железной дороги, Каспийское морское пароходство, Государственный концерн «Азербайджан ХаваЙоллары», Государственный концерн «Азеравтотранспорт»

Услуги связи (международная, междугородная, городская, сельская, селюлярная, рейсинговая, радиотранковая, установка и эксплуатация кабельного телевидения, услуги скоростной почты) 

Министерство связи Азербайджанской Республики

Адвокатские и другие юридические услуги 

Министерство юстиции Азербайджанской Республики.

 

Таблица. Перечень товаров, импортируемых на основании лицензий

Наименование товара

Государственный орган, который выдает лицензию

Этиловый (пищевой) спирт

Министерство экономического развития Азербайджанской Республики

Алкогольные напитки (за исключением пива)

Министерство экономического развития Азербайджанской Республики

Табачные изделия

Министерство экономического развития Азербайджанской Республики

Озоноразрушающие вещества (за исключением импорта и экспорта метилбромида из государств (в государства), не присоединившихся к Монреальскому протоколу) 

Министерство экологии и природных ресурсов Азербайджанской Республики

 

Что касается тарифных квот, законодательство Азербайджанской Республики предполагает их применение, в частности квоты по винным продуктам (поправка к Закону «О выращивании винограда и виноделии» от 28 октября 2008 года) и табачным продуктам (поправка к Закону «О табаке и табачных продуктах» от 30 сентября 2009 года). Однако, по данным CAREC (Central Asia Regional Cooperation Program), на практике Кабинет Министров Азербайджана не вводил тарифные квоты с 2002 года.

 

Защитные, антидемпинговые и компенсационные меры

Согласно статье 6 Закона «О таможенном тарифе» Азербайджанской Республики от 20 июня 1995 года, для защиты экономических интересов Азербайджанской Республики к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин:

-     специальные пошлины;

-     антидемпинговые пошлины;

-     компенсационные пошлины.

Специальные пошлины применяются:

-     в качестве защитной меры при ввозе товаров на таможенную территорию Азербайджанской Республики в количествах и на условиях, наносящих или могущих нанести ущерб местным производителям подобных товаров;

-     в качестве ответной меры на дискриминационные и иные действия других государств и их союзов, ущемляющие интересы Азербайджанского государства.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Азербайджанской Республики товаров по цене более низкой, чем их реальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или не исключено, что нанесет ущерб местным производителям подобных товаров, препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Азербайджанской Республике.

Что касается компенсационных пошлин, то они применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Азербайджанской Республики товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или не исключено, что нанесет ущерб местным производителям подобных товаров, препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Азербайджанской Республике.

Применению особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых и компенсационных) предшествует расследование, проводимое в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики в десятидневный срок по инициативе соответствующих органов государственного управления Азербайджанской Республики.

Ставки пошлин устанавливаются Кабинетом министров Азербайджанской Республики по итогам проведенного расследования для каждого отдельного случая, и их размер должен быть соотносим с величиной установленного расследованием демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба.

На практике меры защиты внутреннего рынка становятся заметным инструментом регулирования внешней торговли Азербайджана. Существует ряд причин, обуславливающих «выгодность» для Азербайджана мер защиты внутреннего рынка по сравнению с другими инструментами регулирования внешней торговли.

Во-первых, процедура введения мер защиты внутреннего рынка – это достаточно подробно прописанная правовая процедура, т.е. при определенных условиях у производителей есть законодательно установленное право на эту защиту. Во-вторых, эти инструменты активно используются в международной практике и признаны в ВТО. В-третьих, в отличие от обычных таможенных пошлин специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины применяются в отношении товаров, происходящих из государств-участников СНГ, в отношении которых действует льготный режим свободной торговли.

В случае с антидемпинговыми мерами еще одной особенностью является достаточно высокий средний уровень вводимых антидемпинговых пошлин. Согласно данным исследования «Антидемпинговая деятельность в рамках ВТО: проблемы регулирования в Азербайджане», в среднем уровень антидемпинговых пошлин составляет 15-20 процентов, однако в отношении некоторых товаров и производителей вводятся пошлины и в 50 процентов.

В Азербайджане вопросы применения защитных мер частично регулируются законом от 20 июня 1995 года «О таможенном тарифе», в котором указывается, что для защиты экономических интересов Азербайджанской Республики к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин:

-     специальные пошлины;

-     антидемпинговые пошлины;

-     компенсационные пошлины.

Ставки пошлин устанавливаются Кабинетом министров Азербайджанской Республики по итогам проведенного расследования для каждого отдельного случая, и их размер должен быть соотносим с величиной установленного расследованием демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба.

Стоит отметить, что в отличие от обычных таможенных пошлин особые полшины могут применяться в отношении импорта из государств-участников СНГ.

Средний уровень ставок антидемпинговых пошлин составляет 15-20%, однако в отношении некоторых товаров и производителей вводятся пошлины и в 50 процентов.

 

Налоговое регулирование

Налоговый кодекс Азербайджанской Республики был утвержден Законом Азербайджанской Республики от 11 июля 2000 г. № 905-IГ.

Согласно статье 4 Налогового кодекса, в стране взимаются следующие виды налогов:

-     государственные налоги - подлежащие уплате на всей территории Азербайджанской Республики;

-     налоги автономной республики - устанавливаемые законами Нахчыванской Автономной Республики в соответствии с Налоговым Кодексом и уплачиваемые в Нахчыванской Автономной Республике;

-     местные (муниципальные) налоги - применяемые по решению муниципалитетов и уплачиваемые на территории муниципалитетов.

В Азербайджанской Республике также может применяться специальный налоговый режим, под которым подразумевается особый порядок исчисления и уплаты налогов в течение определенного периода.

К государственным налогам относятся:

а)    подоходный налог с физических лиц;

б)   налог на прибыль юридических лиц (кроме предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности);

в)   налог на добавленную стоимость;

г)    акцизы;

д)   налог на имущество юридических лиц;

е)    земельный налог с юридических лиц;

ж)  дорожный налог;

з)    промысловый налог;

и)   упрощенный налог.

Ставка подоходного налога одинакова как для резидентов, так и для нерезидентов и составляет 14%, если сумма месячного налогооблагаемого дохода не больше 2000 манат, иначе – 280 манат плюс 35% от суммы свыше 2000 манат.

Предприятия-резиденты и нерезиденты в Азербайджанской Республике являются плательщиками налога на прибыль. Прибыль предприятий облагается налогом по ставке 22процента.

В соответствии со статьей 190 Налогового кодекса Азербайджанской Республики пищевой спирт, пиво и все виды спиртных напитков, табачные изделия, нефтепродукты, легковые автомобили (за исключением автотранспортных средств специального назначения, оснащенных специальными знаками и оборудованием),яхты для отдыха или спорта, а также другие плавучие средства, предусмотренные для этих целей, относятся к подакцизным товарам.

На ввозимые в Азербайджанскую Республику подакцизные товары (за исключением легковых автомобилей, яхт для отдыха или спорта и других плавучих средств, предусмотренных для этих целей, пива, алкогольной продукции) ставки акцизов устанавливаются Кабинетом Министров Азербайджанской Республики. В настоящее время действуют ставки, установленные постановлением Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 15 ноября 2005 года №209.

Таблица. Ставки акцизов на ввозимые на территорию Азербайджанской Республики подакцизные товары

Коды подакцизных товаров, указанных в пункте 190.1 статьи 190 Налогового кодекса Азербайджанской Республики, в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности

Наименования товарных позиций

Ставки акцизов в долларах США за единицу измерения

2207 10 000 0

Спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта не менее 80 об.%

1,0 доллара США за 1 литр

2208 90 910 0

Спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта менее 80 об.%

1,0 доллара США за 1 литр

2208 90 990 0

2203 00

Пиво солодовое

0,7 доллара США за 1 литр

2204 30 100 0

Прочие сусла виноградные в процессе брожения или с брожением, приостановленным способом, отличным от добавления спирта

0,05 доллара США за 1 литр

2204;

Вина виноградные натуральные, включая крепленые; сусло виноградное

1,5 доллара США за 1 литр

(кроме 2204 30 100 0)

2205

Вермуты и виноградные натуральные вина прочие с добавлением растительных или ароматических веществ

1,5 доллара США за 1 литр

2206 00

Hапитки прочие сброженные (сидр яблочный, пери (сидр грушевый), напиток медовый); смеси из сброженных напитков и смеси сброженных напитков и безалкогольных напитков, в другом месте не поименованные или не включенные

1,5 доллара США за 1 литр

2208 20

Спиртовые настойки, полученные в результате дистилляции виноградного вина или выжимок винограда

3,0 доллара США за 1 литр

2208 30

Виски

3,0 доллара США за 1 литр

2208 40

Ром и тафия

3,0 доллара США за 1 литр

2208 50

Джин и можжевеловая настойка

3,0 доллара США за 1 литр

2208 60

Водка

3,0 доллара США за 1 литр

2208 70

Ликеры

3,0 доллара США за 1 литр

2208 90 110 0

Прочие спиртовые настойки (настойка, водка) и спиртные настойки прочие, перегнанные из фруктов

3,0 доллара США за 1 литр

2208 90 780 0

2402

Сигары, сигары с обрезанными концами, сигариллы и сигареты из табака и его заменителей

1,8 доллара США за 1000 штук

2710 11 110 0

Легкие дистилляты и продукты для специфических процессов переработки

100 долларов США за 1 тонну

2710 11 410 0

Бензины моторные, за исключением бензинов авиационных; с содержанием свинца не более 0,013 г/л, с октановым числом не более 95

250 долларов США за 1 тонну

2710 11 450 0

Бензины моторные, за исключением бензинов авиационных; с содержанием свинца не более 0,013 г/л, с октановым числом 95 или более, но не более 98

250 долларов США за 1 тонну

2710 11 490 0

Бензины моторные, за исключением бензинов авиационных; с содержанием свинца не более 0,013 г/л, с октановым числом 98 или более

250 долларов США за 1 тонну

2710 11 510 0

Бензины моторные, за исключением бензинов авиационных; с содержанием свинца более 0,013 г/л, с октановым числом менее 98

250 долларов США за 1 тонну

2710 11 590 0

Бензины моторные, за исключением бензинов авиационных; с содержанием свинца более 0,013 г/л, с октановым числом 98 или более

250 долларов США за 1 тонну

2710 19 110 0

Средние дистилляты, для специфических процессов переработки

100 долларов США за 1 тонну

2710 19 210 0

Топливо реактивное и прочие средние дистилляты, полученные из керосина, не предусмотренные для специфических процессов переработки

100 долларов США за 1 тонну

2710 19 250 0

2710 19 290 0

2710 19 310 0

Тяжелые дистилляты; газойли (дизельное топливо)

100 долларов США за 1 тонну

2710 19 490 0

2710 11 150 0

Легкие дистилляты и продукты; для химических превращений в процессах, кроме указанных в подсубпозиции 2710 11 110 0

1,0 доллара США за 1 тонну

2710 11 210 0

Специальные бензины; уайт-спирит

1,0 доллара США за 1 тонну

2710 11 250 0

Специальные бензины прочие

1,0 доллара США за 1 тонну

2710 11 310 0

Бензины авиационные

1,0 доллара США за 1 тонну

2710 11 700 0

Топливо бензиновое реактивное

1,0 доллара США за 1 тонну

2710 11 900 0

Легкие дистилляты прочие

1,0 доллара США за 1 тонну

2710 19 150 0

Средние дистилляты, для химических превращений в процессах, кроме указанных в подсубпозиции 2710 19 110 0

1,0 доллара США за 1 тонну

2710 19 510 0 Д;

Топлива жидкие

1,0 доллара США за 1 тонну

2710 19 690 0;

2710 19 710 0

Масла смазочные и масла прочие; для специфических процессов переработки

1,0 доллара США за 1 тонну

2710 19 750 0

Масла смазочные и масла прочие; для химических превращений в процессах, кроме указанных в подсубпозиции 2710 19 710 0

1,0 доллара США за 1 тонну

2710 19 830 0

Жидкости для гидравлических целей

1,0 доллара США за 1 тонну

2710 19 850 0

Светлые масла, вазелиновое масло

1,0 доллара США за 1 тонну

2710 19 870 0

Масло для шестерен и масло для редукторов

1,0 доллара США за 1 тонну

2710 19 910 0

Составы для обработки металлов, масла для смазывания форм, антикоррозионные масла

1,0 доллара США за 1 тонну

2710 19 990 0

Прочие смазочные масла и прочие масла

1,0 доллара США за 1 тонну

2710 19 810 0

Моторные масла, компрессорное смазочное масло, турбинное смазочное масло

60 долларов США за 1 тонну

2710 19 930 0

Электрические изоляционные масла

60 долларов США за 1 тонну

2712 10

Вазелин нефтяной

10 долларов США за 1 тонну

2713

Кокс нефтяной, битум нефтяной и прочие остатки от переработки нефти и нефтепродуктов, в том числе полученных из битуминозных минералов

30 долларов США за 1 тонну

2714

Битум и асфальт, природные; сланцы битуминозные или сланцевое масло и песчаники битуминозные; асфальтиты и асфальтовые породы

1,0 доллара США за 1 тонну

2715 00 000 0

Смеси битумные, на основе природного асфальта, природного битума, нефтяного битума, минеральных смол или пека минеральных смол (например, битумные мастики, асфальтовые смеси для дорожных покрытий)

1,0 доллара США за 1 тонну

 

Что касается налога на добавленную стоимость (НДС), то в соответствии с положениями Налогового кодекса Кабинет Министров Азербайджанской Республики может освобождать от НДС импорт сырья производственного назначения и оборудования, обеспечивающего современные технологии, предусмотренные для конкретного периода с обеспечением развития конкретной области в случае невозможности удовлетворения производственных нужд за счет местного сырья.

Список товаров, завозимых на территорию Азербайджана и освобождаемых от НДС, утвержден постановлением Кабинета Министров от 31января 2005 года №11 «О списке товаров, ввозимых на территорию Азербайджана и освобождаемых от налога на добавленную стоимость».

Кроме того, в целях обеспечения исполнения пункта 1.2 Указа Президента Азербайджанской Республики от 3 июня 2009 года № 101 «О применении Закона Азербайджанской Республики «О специальных экономических зонах», а также в целях социально-экономического развития горных регионов Азербайджанской Республики, расположенных выше уровня моря, и повышения занятости среди местного населения путем поощрения развития туризма и стимулирования инвестиционной и предпринимательской деятельности в сфере туризма в данных областях в соответствии с постановлениями Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 14 сентября 2009 года № 138 и от 15 сентября 2009 года № 140 товары, импортируемые в специальную экономическую зону (исключая подакцизные товары), а также импорт товаров для исполнения инвестиционных проектов в сфере туризма в горных местностях Азербайджанской Республики, расположенных выше 1300 м над уровнем моря, в случае невозможности удовлетворения нужд за счет местного сырья и материалов освобождены от таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость.

Стоимость налогооблагаемого ввоза складывается из таможенной стоимости товаров, определяемой в соответствии с таможенным законодательством Азербайджанской Республики, и сумм налогов и пошлин (без учета НДС), подлежащих уплате при ввозе товаров в Азербайджанскую Республику. Ставка НДС составляет 18 процентов от стоимости каждой налогооблагаемой операции и каждого налогооблагаемого ввоза.

Таким образом, в Азербайджане взимаются следующие виды налогов:

-          государственные;

-          автономные;

-          муниципальные.

В Азербайджанской Республике также может применяться специальный налоговый режим, под которым подразумевается особый порядок исчисления и уплаты налогов в течение определенного периода.

Ставка подоходного налога физических лиц одинакова как для резидентов, так и для нерезидентов, и составляет 14%, если сумма месячного налогооблагаемого дохода не больше 2000 манат, иначе – 280 манат плюс 35% от суммы свыше 2000 манат. Прибыль предприятий облагается налогом по ставке22процента.

В соответствии со статьей 190 Налогового кодекса Азербайджанской Республики пищевой спирт, пиво и все виды спиртных напитков, табачные изделия, нефтепродукты, легковые автомобили (за исключением автотранспортных средств специального назначения, оснащенных специальными знаками и оборудованием),яхты для отдыха или спорта, а также другие плавучие средства, предусмотренные для этих целей, относятся к подакцизным товарам. В настоящее время действуют ставки, установленные постановлением Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 15 ноября 2005 года № 209.

Что касается НДС, то ставка НДС составляет 18 процентов от стоимости каждой налогооблагаемой операции и каждого налогооблагаемого ввоза. Список товаров, завозимых на территорию Азербайджана и освобождаемых от НДС, утвержден постановлением Кабинета Министров от 31 января 2005 года № 11 «О списке товаров, ввозимых на территорию Азербайджана и освобождаемых от налога на добавленную стоимость».

Стоит также отметить, что товары, импортируемые в специальную экономическую зону (исключая подакцизные товары), а также импорт товаров для исполнения инвестиционных проектов в сфере туризма в горных местностях Азербайджанской Республики, расположенных выше 1300 м над уровнем моря, в случае невозможности удовлетворения нужд за счет местного сырья и материалов освобождены от таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость.

 

Регулирование сектора государственных закупок

Сектор государственных закупок в Азербайджанской Республике регулируется Законом «О государственных закупках» от 27 декабря 2001 года, который вступил в силу Указом Президента Азербайджанской Республики «О применении закона о государственных закупках» за № 668 от 29 января 2002-го года.

Согласно статье 16 данного закона, государственные закупки товаров (работ) и услуг в Азербайджанской Республике осуществляются методами открытого тендера, двухэтапного тендера, тендера с ограниченным участием и закрытого тендера, запроса предложений, запроса котировок и закупки из одного источника.

Стоит отметить, что в соответствии с упомянутым выше Указом, государственные закупки объёмом 250 миллионов манат и более должны проводиться путем организации открытого тендера, если же ориентировочная стоимость товаров меньше 250 миллионов манат закупающая организация по собственному усмотрению может применить любой из методов закупок.

В случаях, когда ориентировочная стоимость закупаемых товаров (работ и услуг) составляет 5 миллиардов манат, а в организациях, финансируемых из государственного бюджета, - 1,5 миллиарда манат или эквивалентную сумму в свободно конвертируемой валюте в состав формируемой тендерной комиссии включаются представители Министерства Финансов и Министерства Экономического Развития Азербайджанской Республики, а также соответствующих органов центральной исполнительной власти имеющих отношение к предмету тендера.

В процедурах государственных закупок проводимых в Азербайджанской Республике в качестве претендентов могут принять участие физические и юридические лица или объединение юридических лиц являющиеся резидентами или не резидентами вне зависимости от государственной принадлежности. Однако в соответствии со статьей 8 Закона «О государственных закупках» в нормативно-правовых документах, регулирующих сектор государственных закупок, могут быть указаны исключения из данного правила.

Органом исполнительной власти по государственным закупкам является Государственное Агентство по закупкам, созданное Указом Президента Азербайджанской Республики № 583 от 16 мая 1997-го года с целью проведения государственной политики в области закупок товаров (работ и услуг) за счет государственных средств. Задачи Государственного Агентства по закупкам определены в соответствии с требованиями 4-ой Статьи Закона «О государственных закупках» и Положением утвержденным Указом Президента Азербайджанской Республики № 855 от 20 февраля 2003-го года.

В соответствии с Положением, задачами Государственного Агентства по закупкам являются:

-     разработка и усовершенствование нормативно-правовой базы регулирующей государственные закупки в Азербайджанской Республике;

-     обеспечение контроля над законностью проведения закупок товаров (работ и услуг) за счет государственных средств на конкурсной основе и исполнением контрактов, в рамках существующего законодательства;

-     проведение мероприятий по повышению квалификации специалистов закупающих организаций в области государственных закупок;

-     создание базы данных государственных закупок;

-     а также исполнение других задач, определенных законодательством Азербайджанской Республики.

По оценке Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) качество закона Азербайджана «О государственных закупках» низкое, он всего лишь на 51 процент соответствует международным стандартам.

Институциональная структура Азербайджана не является эффективной, и оказывает мало поддержки закупкам; оценка выявила существенные пробелы в ключевых элементах институциональной структуры, кроме того, в законодательстве отсутствуют достаточные гарантии справедливости и эффективности - сектор государственных закупок по большому счету является закрытым для международных поставщиков.

Таким образом, сектор государственных закупок в Азербайджанской Республике регулируется Законом «О государственных закупках» от 27 декабря 2001 года. Государственные закупки товаров (работ) и услуг в Азербайджанской Республике осуществляются следующими методами:

-     открытый тендер;

-     двухэтапный тендер;

-     тендер с ограниченным участием;

-     закрытый тендер;

-     запрос предложений;

-     запрос котировок;

-     закупки из одного источника.

Государственные закупки объёмом 250 миллионов манат и более должны проводиться путем организации открытого тендера, если же ориентировочная стоимость товаров меньше 250 миллионов манат закупающая организация по собственному усмотрению может применить любой из методов закупок.

Согласно статье 8 Закона «О государственных закупках», все юридические или физические лица либо объединение юридических лиц, являющиеся резидентами и нерезидентами, независимо от государственной принадлежности, могут принимать участие как претенденты в процедурах государственной закупки, за исключением случаев, указанных в нормативно-правовых документах, регулирующих государственные закупки.

Органом исполнительной власти по государственным закупкам является Государственное Агентство по закупкам, в чьи обязанности входит разработка и усовершенствование нормативно-правовой базы регулирующей государственные закупки в Азербайджанской Республике, обеспечение контроля над законностью проведения закупок товаров (работ и услуг) за счет государственных средств на конкурсной основе и исполнением контрактов, в рамках существующего законодательства проведение мероприятий по повышению квалификации специалистов закупающих организаций в области государственных закупок, создание базы данных государственных закупок, а также исполнение других задач определенных законодательством Азербайджанской Республики.

 

Инвестиционная политика

На сегодняшний день инвестиционную деятельность в Азербайджанской Республике регулируют два закона:

-     Закон Азербайджанской Республики «Об инвестиционной деятельности», подтвержденный указом президента Азербайджанской Республики №952 от 13 января 1995-го года;

-     Закон Азербайджанской Республики «О защите иностранных инвестиций», подтвержденный указом президента Азербайджанской Республики №57 от 15 января 1992-го года.

Инвестиционная деятельность имеет следующие виды:

-     частная инвестиционная деятельность, осуществляемая гражданами, негосударственными предприятиями, учреждениями, организациями и структурами Азербайджанской Республики;

-     государственная инвестиционная деятельность, осуществляемая органами государственной власти и управления, а также государственными предприятиями, учреждениями и организациями за счет бюджетов, внебюджетных фондов, собственных и заемных средств;

-     иностранная инвестиционная деятельность, осуществляемая иностранными гражданами, юридическими лицами, государствами, международными финансовыми организациями, а также лицами без гражданства;

-     совместная инвестиционная деятельность, осуществляемая гражданами и юридическими лицами Азербайджанской Республики и иностранных государств и государствами.

Объектами инвестиционной деятельности могут быть любое имущество, в том числе основные фонды и оборотные средства во всех отраслях экономики, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, интеллектуальные ценности, другие объекты собственности, а также имущественные права.

Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям установленных законодательными актами Азербайджанской Республики санитарно-гигиенических, радиационных, экологических, архитектурных и других норм, а также нарушает охраняемые законом права и интересы граждан, юридических лиц и государства.

Кроме того, согласно статье 7 Закона «О защите иностранных инвестиций», Законодательными актами Азербайджанской Республики могут определяться территории, на которых деятельность предприятий с иностранными инвестициями ограничивается или запрещается, исходя из соображений обеспечения обороны и национальной безопасности.

Согласно статье 17 Закона «Об инвестиционной деятельности», государство гарантирует стабильность условий осуществления инвестиционной деятельности, защиту прав и законных интересов ее субъектов. Даже в тех случаях, когда после заключения договора, в законодательстве страны произошли изменения, ухудшающие положение или ограничивающие права субъектов, условия договора остаются в силе на весь срок действия.

Также согласно статье 11 Закона «О защите иностранных инвестиций», иностранные инвестиции в Азербайджанской Республики не подлежат национализации. Однако в исключительных случаях, наносящих ущерб народу и государственным интересам Азербайджанской Республики, государство оставляет за собой возможность национализации. Решение о национализации принимается Верховным Советом Азербайджанской Республики.

Иностранным инвесторам после уплаты соответствующих налогов и сборов гарантируется перевод за границу их доходов и иных сумм, включая компенсации и возмещение убытков, полученных в иностранной валюте на законных основаниях в связи с инвестициями.






Услуги Консалтинг в области торговли Сопровождение инвесторов Налаживание деловых контактов   Ресурсы Обзор законодательства Мониторинг рынка Инструменты защиты рынка Все о ВТО   О компании Цели Задачи   Контакты            


© Все права защищены. 2017 ITC group
Яндекс.Метрика

Пожалуйста подождите...

Операция успешно завершена.



ОШИБКА!




Написать нам

Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время



Оставить сообщение

Перезвоните мне

Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время



Заказать звонок
Имя*:
Почта*:
Номер телефона:
Сообщение*:
Код*: