Заказать звонок     Написать нам Рус / Қаз / Eng

Кыргызстан


Правила определения стран происхождения

В соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, преференциальные правила происхождения применяются КР в разнообразных торговых соглашениях. В основном, они связаны с импортом из стран СНГ.

Товарами, полностью произведенными в государстве – участнике Соглашения, считаются:

а) природные ресурсы (полезные ископаемые и минеральные продукты, водные, земельные ресурсы, ресурсы атмосферного воздуха), добытые из недр данной страны, на ее территории либо в ее территориальном море (ином водоеме страны) или с его дна, либо из атмосферного воздуха на территории данной страны;

б) продукция растительного происхождения, выращенная и/или собранная в данной стране;

в) живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

г) продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных;

д) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;

е) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны либо арендованным (зафрахтованным) ею;

ж) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в подпункте «е»;

з) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;

и) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;

к) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендованных (зафрахтованных) ею;

л) товары, изготовленные в данной стране из продукции, указанной в подпунктах «а»–«к» настоящего пункта.

Для целей определения страны происхождения товара, изготовленного в государстве – участнике Соглашения, может применяться кумулятивный принцип, который определяет происхождение того или иного товара при его последовательной обработке/переработке.

В случае участия в производстве товара третьих стран, помимо государств – участников Соглашения, страна происхождения товара определяется в соответствии с критерием достаточной обработки/переработки товара.

Критерий достаточной обработки/переработки может выражаться выполнением следующих условий:

а) изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков, происшедшее в результате обработки/переработки;

б) выполнение необходимых условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, на территории которой эти операции имели место;

в) правило адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов иностранного происхождения достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции.

Адвалорная доля по большинству товарных позиций закреплена на уровне 50%, однако на ряд товаров распространяются более либеральные условия – вплоть до 20-процентного уровня.

Основным условием критерия достаточной обработки/переработки является изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков. Это условие применяется в отношении всех товаров, за исключением товаров, включенных в Перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место.

 

Налоговое регулирование

Налоговый Кодекс Кыргызской Республики устанавливает систему налогов, взимаемых в Государственный бюджет Кыргызстана, общие принципы налогообложения, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов, права и обязанности налогоплательщиков, органов налоговой службы, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушение налогового законодательства Кыргызстана, обжалование решений органов налоговой службы и действий их должностных лиц.

Налоговую систему Кыргызстана можно охарактеризовать как относительно простую и достаточно эффективную в использовании, позволяющую государству выполнять свои функции в социальной, экономической, оборонной и других сферах. Создана нормативно-законодательная база налогообложения юридических и частных лиц.

Однако следует отметить одновременное присутствие в законодательстве двух видов налога – налога на добавленную стоимость и налога на продажу. Два данных вида налогообложения будут рассмотрены далее.

Налог на добавленную стоимость

Налогом на добавленную стоимость облагаются поставки на территорию КР, а так же импорт на сумму более 4 млн. сомов. Под поставками подразумеваются поставки товаров, услуг, за исключением поставок товаров освобожденных от НДС. Ставка налога на добавленную стоимость в КР составляет 12%.

Освобожденными от НДС являются:

-       поставки земли, жилых сооружений, и помещений;

-       поставки сельскохозяйственной продукции и продуктов промышленной переработки ягод, плодов;

-       поставки коммунальных услуг, поставки исправительным учреждениям и предприятиям уголовно-исправительной системы Министерства юстиции КР;

-       поставки товаров и услуг в сфере медицинской деятельности;

-       поставки финансовых услуг, услуг по страхованию и услуг по пенсионному обеспечению; поставки транспортных услуг;

-       переработка товаров, помещенных под таможенные режимы «переработка товаров на таможенной территории» и «переработка товаров под таможенным контролем»;

-       приватизация;

-       поставки благотворительных организаций;

-       поставки, осуществляемые НКО;

-       поставки на безвозмездной основе;

-       поставки государственным или муниципальным организациям ритуальных товаров и услуг;

-       поставки минеральных удобрений и средств защиты растений, вакци и лекарственных средств для животных;

-       поставки сельхоз техники, производимой на предприятиях КР;

-       поставка и экспорт золота и серебра.

Также освобождаются от НДС следующие товары – ценные бумаги и бланки документов КР; товары для инвалидов; учебные пособия и школьные принадлежности; научное оборудование геологических экспедиций по контролю сейсмической обстановки; марки акцизного сбора; детское питание; природный газ; лекарственные средства; племенные животные и семенные материалы; вооружение и военная техника; основные средства, импортируемые на таможенную территорию КР; а также экспорт работ и услуг.

Налог с продаж

Налогоплательщиком налога с продаж является Кыргызская или иностранная организация, осуществляющая деятельность на территории КР через постоянное учреждение, а также индивидуальный предприниматель. От налога с продаж освобождаются сельскохозяйственные производители и товарно-сервисные кооперативы; благотворительные организации и общества инвалидов; а также реализация товаров и услуг направленных на социальное обеспечение и защиту детей и малообеспеченных граждан.

Ставка налога с продаж согласно законодательству КР составляет:

-       1% для торговой деятельности при реализации товаров, работ и услуг, освобожденных от НДС;

-       2% - для иной торговой деятельности;

-       3% - для иных видов деятельности, не являющихся торговой деятельностью.

Акцизы

Плательщиками являются субъект производящий или импортирующий на территорию КР подакцизные товары.

Подакцизными товарами являются – спирт, алкогольные напитки включая пиво, табачные изделия, нефть сырая и нефтепродукты сырые.

Ставки акцизного налога отличаются от товара к товару, при чем зачастую законодательство устанавливает конкретный товар на уровне 10 знаков ТН ВЭД. Так, на алкогольные напитки и спирт распространяется акцизный налог от 10 до 350 сомов  за литр в зависимости от вида товара.

На нефть и нефтепродукты ставки акцизного налога находятся в диапазоне от 0 до 3000 сомов за тонну. Причем нулевая ставка акцизного налога распространяется на сырую нефть. В то время как на бензин распространяется максимальная ставка в 3000 сомов за тонну.

Налог на прибыль юридических лиц

Плательщиками налога на прибыль являются: местная или иностранная организация, осуществляющая свою деятельность через постоянное учреждение в КР; индивидуальные предприниматели; налоговый агент, выплачивающий иностранной организации доход из источника в КР, не связанный с постоянным учреждением в КР.

Ставки налога:

10% для всех видов деятельности за исключением деятельности, связанной с добычей и экспортом золота и серебра. Данный вид деятельности освобождается от налога на прибыль.

Однако малые и средние предприятия с совокупным годовым оборотом до 3 млн. сомов могут воспользоваться упрощенным режимом налогообложения.

Налог за пользование недрами

КР обладает достаточно сложной системой исчисления налогов за пользование недрами. Законодательство КР различает два вида таких налогов – бонусы и роялти. При чем размер бонусов и роялти определяется по каждому конкретному виду природных ресурсов или даже по каждому конкретному месторождению в случае бонусов.

Налог на землю

Земельным налогом облагается использование земель сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения. При этом ставки налогов определяются по каждому району и по типу земли (к примеру, пастбище или пашня). Таким же образом разделены ставки на земли, связанные с другими видами деятельности.

Специальные экономические зоны

В соответствии с налоговым кодексом КР и Законом КР «О СЭЗ», деятельность субъекта СЭЗ в рамках СЭЗ освобождается от всех видов налогов.

Также следует отметить, что деятельность в Парке высоких технологий освобождается от – налога на прибыль, НДС  и налога с продаж.

Субъекты малого и среднего бизнеса могут воспользоваться упрощенной системой налогообложения при условии, что данное предприятие не превышает пороговый объем дохода за год. Если предприниматель не является плательщиком НДС – то ставка упрощенного налога составляет для переработки сельскохозяйственной продукции – 4%, для остальных видов деятельности – 6%.

 

Инвестиционная политика

Потребность в привлечении иностранного капитала является общей чертой экономических программ многих государств, особенно стран с переходной экономикой. Киргизская Республика - одна из таких стран. В связи с существенным дефицитом инвестиционных ресурсов Киргизии из внутренних источников, внешнему финансированию иностранным инвестициям и кредитам отводится значительное место в подъеме национальной экономики.

Полномочия исполнительного органа, определяющего инвестиционную политику государства, с апреля 2007 возложены на  Министерство экономического регулирования Киргизской Республики. В  целях улучшения инвестиционного климата и бизнес-среды был создан также Инвестиционный совет при Президенте Киргизской Республики с участием представителей государственных органов, основных доноров (международных финансовых организаций), частного сектора (иностранных и отечественных инвесторов).

Основной целью Инвестиционного совета являлось улучшение инвестиционного климата и бизнес-среды на основе диалога между бизнес-сообществом и государством.  В рамках работы Инвестиционного совета в 2008-2010гг. принят ряд решений, направленных на улучшение государственного администрирования: законы «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства», «Об оптимизации нормативной правовой базы регулирования предпринимательской деятельности», Указов Президента, устанавливающих дальнейшие направления совершенствования государственной политики, в частности по совершенствованию проведения проверок, оптимизации разрешительно - регулятивной системы, улучшению экспортно-импортных процедур, в сфере градостроительства и совершенствования лицензионно-разрешительных процедур инвестиционно - строительного процесса, новый налоговый кодекс и др.

В октябре 2009 года  было создано Центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям (ЦАРИ), в задачи которого входили формирование стратегии структурной перестройки экономики, поддержкой бизнеса и предпринимательства, привлечением инвестиций в соответствии с потребностями технологического и социального прогресса, возможностями территорий и задачами умножения ресурсов.

Агентство должно было также ещё осуществлять общую координацию и подготовку бюджета развития, разрабатывать национальные экономические программы, национальные инфраструктурные проекты, инвестиционные программы, предложения по улучшению бизнес–среды, т.е. взяло на себя исполнение большей части функций по привлечению иностранных инвестиций, ранее принадлежащих Минэкономрегулирования Киргизии.

Распоряжением Временного Правительства от 30 апреля 2010 года был создан Координационный Совет по взаимодействию государства и бизнеса при Временном Правительстве Киргизской Республике по вопросам социально-экономического развития Киргизской Республики,  все функции и задачи  по привлечению инвестиций с апреля 2010 года вновь возложены на Министерство экономического регулирования Киргизской Республики.

Инвестиционный климат любой страны, как известно во многом обуславливается наличием таких политических и экономических факторов, как: политическая стабильность, развитость нормативно-законодательной базы, сильная макроэкономическая и монетарная политика, устойчивый финансовый и банковский сектор, наличие справедливой и прозрачной налоговой и таможенной системы, развитость производственной и коммуникационной инфраструктура и др.

 По многим из этих показателей Киргизия пока значительно уступает более развитым странам, что, несомненно, влияет на инвестиционную привлекательность ее экономики.

В целях обеспечение эффективного диалога между государством и бизнесом по вопросам улучшения бизнес-среды и инвестиционного климата 5 августа 2010 года был образован Совет по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве Киргизской Республики. Утверждено Положение о Совете  по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве Киргизской Республики(прилагается).

11 ноября  2010 года на заседании Совета  по развитию бизнеса и инвестициям, при Правительстве Киргизской Республики признано утратившим силу распоряжение Временного Правительства от 30 апреля 2010 года «О создании координационного Совета по взаимодействию государства и бизнеса при Временном Правительстве Киргизской Республике по вопросам социально-экономического развития Киргизской Республики».

В Республике уже в течение ряда лет действует режим наибольшего благоприятствования инвестиционной деятельности за счет неукоснительного выполнения  правил ВТО, участия в международных инвестиционных соглашениях и принятия недискриминационного и либерального инвестиционного законодательства.

Законодательство Киргизской Республики предоставляет иностранным инвесторам национальный режим, применяемый в отношении юридических и физических лиц Киргизской Республики. Законодательством предоставляются довольно широкие права и гарантии иностранным инвесторам, включая гарантии вывоза или репатриации за пределы Киргизской Республики инвестиций, имущества и информации, гарантии защиты от экспроприации инвестиций и возмещение убытков инвесторам, гарантии использования доходов, свобода денежных операций и др.

Киргизская Республика заключила ряд двусторонних международных договоров о взаимной поддержке, поощрении и защите инвестиций (капиталовложений). В частности, соглашения в указанной области были заключены с такими странами как: Китайская Народная Республика (1995 год); Турецкая Республика (1996 год); Республика Украина (подписано в 1993 году, не вступило в силу); Соединенные Штаты Америки (1994 год); Малайзия (1995 год); Исламская Республика Пакистан (1995 год); Республика Армения (1995 год); Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии  (1998 год); Французская Республика (1997 год); Исламская Республика Иран (2005 год);Республика Узбекистан (1997 год); Азербайджанская Республика (1997 год); Федеративная Республика Германия (2006 год); Республика Грузия (1997 год); Республика Индия (2002 год); Республика Индонезия (1997 год); Республика Казахстан (2005 год); Республика Беларусь (2001 год); Монгольская Народная Республика (подписано 2007 год, не вступило в  силу); Швейцарская Конфедерация (2003 год);  Республика Таджикистан (2001 год);Королевство Швеция (2003 год); Республика Молдова (2004 год); Финляндская Республика (2004 год); Республика Корея (2008 год); Латвийская Республика (2009 год); Литовская Республика (подписано в 2008 году, не вступило в силу).

Правительством Киргизской Республики одобрены проекты соглашений о взаимной поддержке, поощрении и защите инвестиций с Чешской Республикой и Королевством Нидерланды. В планах заключение таких соглашений с Японией, Австрийской Республикой, Республикой Сингапур, Венгерской Республикой, Республикой Македония, Экономическим Союзом Бельгия-Люксембург, Итальянской Республикой, Словацкой Республикой и Канадой.

В соответствии с рейтингом Всемирного банка «Ведение бизнеса» (DoingBusiness), КР занимает 70 место в рейтинге простоты ведения бизнеса в стране. Однако показатель «Защита инвесторов» в данном рейтинге намного выше – КР занимает в мировом рейтинге 12 место, уступая лишь Республике Казахстан в Центральноазиатском регионе (Казахстан занимает 10 место в мире по защите инвесторов).

Государственные гарантии для иностранных инвесторов

В соответствии с законодательством Киргизская Республика предоставляет иностранным инвесторам следующие гарантии:

-       применение национального режима экономической деятельности, равные инвестиционные права для местных и иностранных инвесторов; невмешательство в экономическую деятельность инвесторов; защита и восстановление нарушенных прав и интересов инвесторов в соответствии с законодательством Киргизской Республики и международными договорами;

-       вывоз или репатриация за пределы Киргизской Республики прибыли от инвестиций, средств, полученных в результате инвестиционной деятельности в Киргизской Республике, имущества, информации;

-       защита от экспроприации (национализации, реквизиции или иных эквивалентных мер, в том числе включающих действие или бездействие со стороны уполномоченных государственных органов Киргизской Республики, приведшим к принудительному изъятию средств инвестора или лишению его возможности воспользоваться результатами инвестиций).

-       другие и иные гарантии, специально предусмотренные двусторонними и многосторонними международными договорами о поощрении и защите инвестиций, заключенными Киргизской Республикой.

В исключительных случаях, связанных с общественными интересами, инвестиции могут быть подвергнуты принудительной экспроприации с одновременной гарантией государства о надлежащем возмещении ущерба инвестору.

Согласно результатам исследования Всемирного Банка «Doing Business 2009» Киргизская Республика занимает 11 место в рейтинге 181 стран мира по степени защищенности инвесторов.

После  апрельских событий  2010 года в республике была произведена национализация ряда компаний, отменены результаты инвестиционного конкурса по реализации государственного пакета акций ОАО «Северэлектро», ОАО «Востокэлектро» и др.

Разрешение инвестиционных споров

Согласно законодательству Киргизской Республики, стороны инвестиционного спора по соглашению могут выбрать любой судебный институт для разрешения своего спора, включая третейские суды, расположенные на территории и за пределами Киргизской Республики, внутренний и международный арбитраж. В случае отсутствия такого соглашения данный спор рассматривается в судебных органах Киргизской Республики.






Услуги Консалтинг в области торговли Сопровождение инвесторов Налаживание деловых контактов   Ресурсы Обзор законодательства Мониторинг рынка Инструменты защиты рынка Все о ВТО   О компании Цели Задачи   Контакты            


© Все права защищены. 2017 ITC group
Яндекс.Метрика

Пожалуйста подождите...

Операция успешно завершена.



ОШИБКА!




Написать нам

Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время



Оставить сообщение

Перезвоните мне

Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время



Заказать звонок
Имя*:
Почта*:
Номер телефона:
Сообщение*:
Код*: